Найти в Дзене
sevprostor

Сколько раз священнику разрешалось "быть с женой" (что только ни интересует ученых)

Оказывается, самым плодовитым сословием в 19 веке были не крестьяне, и даже не купцы (у которых дети выживали чаще), а священнослужители. "В силу соблюдения православных традиций (запрет предохранения от зачатия, запрет «плодоизгнания», ментальное желание иметь много детей и др.) численность духовного сословия поддерживалась высоким естественным приростом. Духовенство было самым многодетным сословием России в XIX в. Несмотря на то, что к концу XIX в. наблюдалась тенденция к снижению численности семей всех сословий, лидерство оставалось за духовенством. Вероятно, это было связано с более богобоязненным и твердым, чем в других сословиях, соблюдением традиций православия, включающих принцип рожать, сколько Бог даст".
В самом деле я уже упоминала, что крестьяне старались не рожать безудержно. Им было достаточно всего нескольких детей, пару сыновей да дочку. «Хорошо бы иметь девочку, как пестунью, да двух-трех мальчиков. А больше - одни грехи поидут, дочерям приданое, наряды надо, а где во

Оказывается, самым плодовитым сословием в 19 веке были не крестьяне, и даже не купцы (у которых дети выживали чаще), а священнослужители.

"В силу соблюдения православных традиций (запрет предохранения от зачатия, запрет «плодоизгнания», ментальное желание иметь много детей и др.) численность духовного сословия поддерживалась высоким естественным приростом. Духовенство было самым многодетным сословием России в XIX в. Несмотря на то, что к концу XIX в. наблюдалась тенденция к снижению численности семей всех сословий, лидерство оставалось за духовенством. Вероятно, это было связано с более богобоязненным и твердым, чем в других сословиях, соблюдением традиций православия, включающих принцип рожать, сколько Бог даст".


В самом деле я уже упоминала, что крестьяне старались не рожать безудержно. Им было достаточно всего нескольких детей, пару сыновей да дочку.

«Хорошо бы иметь девочку, как пестунью, да двух-трех мальчиков. А больше - одни грехи поидут, дочерям приданое, наряды надо, а где возьмешь, коли достатка нет, сыновьям - землю, избы, а наделы-то невелики».


А для того, чтобы детей не родилось "слишком много", даже проводили специальные обряды.

"Во избежание многодетности запрещалось качать пустую люльку, класть на стол лишнюю ложку, обходить вокруг стола. При этом обход стола в избе считался тождественным обходу аналоя в церкви. Поэтому во время венчания в церкви, когда священник обводил молодых вокруг аналоя, невеста, чтобы защитить себя от предполагаемых последствий этой обрядовой процедуры, должна была произнести следующие слова: «Господи, не обмножь ты меня многими детушками!».

Были и другие, не всегда законные и не одобряемые церковью методы.

Как раньше женщины регулировали рождаемость и сокращали количество своих детей
sevprostor
21 июля 2023

Священники же принципиально рожали "сколько бог пошлет".

"Интервал между рождением детей в семьях духовенства колебался между двумя-тремя годами, а иногда - 1 год. Количество рождений детей не регулировалось. В целом, за 30 лет в браке матушка рожала более десяти раз".

И это все несмотря на множественные ограничения и запретные периоды, когда священнику нельзя было быть с женой.

Интересно, что ученые даже посчитали число разрешенных дней.

"Например, чтобы соблюсти обрядовую чистоту, женатые священники должны были воздерживаться от супружеских отношений по постным дням и дням церковного служения.
В перечень еженедельных обрядовых дней для священников, как и для всех христиан, включались все среды, пятницы, субботы и воскресенья, а также особые постные дни.
Существовал также запрет на дни, предшествовавшие литургиям, чтобы можно было духовно подготовиться к обряду. Если служба выпадала, например, на вторник, то автоматически исключался и понедельник.
В христианском календаре более 200 дней занято постами. Итак, это четыре ежегодных поста в сумме составляли 123 дня. Менструальные периоды супруги дополнительно вычитали в среднем 72 дня. Среды, пятницы, субботы, воскресенья остальных 25 недель года отнимали 100 дней. Однако менструальные дни накладывались на некоторые постные, праздничные и предпраздничные дни, что является погрешностью, равной примерно 48 дням".

Таким образом, разрешенных для супружеской жизни дней в году насчитывалось от 70 до 118.

Ну как, полезная информация?) В некотором роде, наверное, любопытная. Но выходит, что даже условных 70 дней в году священникам, разумеется, в любом случае хватало, чтобы жена рожала каждый год.


__________________

Источник цитат: В.Л. Колесникова Влияние Великого поста на жизнь женщины духовного сословия второй половины XIX – начала XX вв. (на примере Курской и Тамбовской губерний) // Наука. Искусство. Культура. 2016. №2 (10).