Найти в Дзене
Газета Солидарность

Кадры за партой: предприятия продолжают конкурировать за молодежь и предлагают ей привлекательные программы

Оглавление
Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

“Солидарность” неоднократно писала о дефиците рабочих и инженерных кадров, с которым в условиях импортозамещения и стремительного наращивания производства столкнулась отечественная промышленность. Представители российских предприятий говорят о важности кадровых резервов - и разрабатывают соответствующие программы. Сегодня профориентация начинается в прямом смысле с детского сада. С этим опытом “Солидарность” и знакомит своих читателей.

ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО ПОСЛЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ЗВОНКА

- Сегодня вопрос работы с молодежью для предприятий настолько важен, что кадры выращивают чуть ли не со школьной скамьи, - говорит председатель профсоюзной организации пензенского завода “Электроприбор”, входящего в профсоюз работников связи, Ирина Сидорова.

Ирина Викторовна права, но наиболее прозорливые руководители предприятий работают на опережение и начинают агитацию потенциальных работников еще на этапе детского сада.

Представители одного из уральских промышленных предприятий считают раннюю профориентацию эффективной. Они убеждены, что интерес к профессиям формируется в раннем возрасте. Поэтому в ноябре 2022 года завод заключил договор о сотрудничестве с одним из детских садов своего города. Специалисты по развитию и привлечению персонала в игровой форме рассказывают малышам, как работает завод. Затем наступает черед агитации в младшей школе.

- В школе профориентация включается уже на полную мощность - в сферу нашего интереса вовлечены учащиеся всех классов. Эта работа ведется уже десятки лет, наработан богатый опыт, - рассказывает о непрерывной профориентации председатель профкома завода.

С учениками начальных классов представители завода проводят уроки, рассказывая о профессиях на предприятии. Посредством мультимедийного оборудования детям устраивают виртуальную экскурсию по заводу, а в конце дарят книги о заводских профессиях.

С 4 класса школьников допускают на очные экскурсии. Ребята могут увидеть работу основных цехов завода и их продукцию, в музейном комплексе предприятия узнают историю развития промышенности на Урале. В целом школьные экскурсии становятся все более популярной формой профориентации на предприятиях.

О подобном опыте, одобренном и заводскими службами по работе с персоналом, и профорганизацией, рассказывает Ирина Сидорова:

- Начиная с 6 - 7 класса школьники приходят к нам на экскурсии по производственным цехам, что ребятам очень нравится. Подростки общаются с рабочими, могут подержать в руках инструмент, посмотреть, как из простой болванки получается сложная деталь. Нужно дать возможность подросткам увидеть производство своими глазами, чтобы они не боялись завода. К сожалению, в представлении многих людей, особенно молодежи, завод - нечто пугающее. Моя собственная дочь, учась в школе, говорила, что у нее это слово вызывает в воображении образ темных цехов, где грязные рабочие с обрубленными от травм пальцами машут тяжелыми молотами. Чтобы избавить ее от этого утрированного и устаревшего стереотипа, пришлось срочно провести экскурсию для всего класса. А сейчас она работает на заводе инженером-программистом. Двое ее одноклассников тоже пришли работать к нам. Трое из девятнадцати выпускников - хороший результат.

Экскурсии для школьников и их родителей действительно популярны. Так, ПАО “Ил” в рамках программ правительства Москвы, АНО “Моспром” и Ростеха проводит “дни без турникета”, открывая для горожан двери своего музея. Гости могут узнать о славной истории предприятия и его настоящем.

- Люди к нам идут. Более того, на предприятии много молодых сотрудников, которые в первый раз попали сюда, придя в музей школьниками. Потом они стали нашими студентами-целевиками, а сейчас работают на производстве и в конструкторском бюро, - рассказывает о результатах профориентационной работы Сергей Сенатов, председатель первички “Ил” Профавиа.

Учащиеся 7 - 9 классов могут познакомиться с производством в рамках федерального проекта “Профессионалитет” по подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности. Так, школьники общаются с амбассадорами проекта - студентами, обучающимися по профильным для завода программам, и специалистами предприятия. Ребята узнают о возможностях проекта и первых шагах к будущей профессии. На заводе для подростков проводят профессиональные пробы, организуют кружки по направлениям заводских специальностей.

Формой профориентации представители предприятий называют и участие школьников в заводском этапе Молодежной научно-практической конференции. Ребята представляют свои проекты, некоторые побеждают на заводском и даже на корпоративном уровне.

- Так завод получает пул школьников, уже лояльных к предприятию и потенциально готовых прийти туда работать.

УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ ИЛИ СОВМЕЩАТЬ

По мере того, как ребята растут, предприятия все более активно привлекают их к практической работе по специальности.

Для этого можно как давать профессиональное образование, так и набирать тех, кто уже учится по профессии. Например, на заводе “Электроприбор” открылась отдельная программа - учениками слесарей-сборщиков туда принимают ребят 16 - 17 лет. Им преподают азы профессии, они работают, получают зарплату, знакомятся с производством и поступают на учебу в колледжи по этой же специальности.

Но чаще на завод приходят те, кто уже учится по профильной специальности. На первых курсах студенты колледжей знакомятся с предприятием в рамках производственной практики, но курса с третьего речь может идти о полноценном трудоустройстве. Работодатель учитывает ситуацию работающего студента. “Плавающий” режим позволяет сочетать труд и образование - студент может сдавать сессию, посещать важные лекции. Потом многие совместители продолжают работу на предприятии. Ирина Сидорова с гордостью рассказывает о двух выпускниках IT-колледжа, которые защитились на отлично, сейчас продолжают работать на заводе и получают очень хорошие отзывы старших коллег.

О такой же практике трудоустройства на последнем курсе техникума - с индивидуальным обучением по плавающему графику - рассказывают и представители других предприятий. Нововведение позволило привлечь персонал на важные участки их структурных подразделений.

На старших курсах колледжей конкуренция за будущие кадры между работодателями возрастает.

Сергей Сенатов, например, рассказывает о спросе на молодые кадры рабочих специальностей в подмосковном Жуковском - именно туда перевели производство “Ил” с московской площадки:

- В Жуковском расположено ЛИИ им. Громова, испытательные площадки многих КБ. Там люди востребованы, “головастых” старшекурсников и выпускников колледжей сразу разбирают. И все равно на рабочие специальности для производственным цехов нашего КБ в Жуковском мы привозим людей из Иваново, Воронежа, других городов.

Обычно предприятия сотрудничают со студентами колледжей и техникумов в рамках производственной практики. Но правильная по сути идея при реализации встречает ряд препятствий. Об этом “Солидарности” рассказали представители Федерации независимых профсоюзов России. ФНПР предоставила отзыв на проект изменений в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи, подготовленных Минтрудом.

Эти изменения могут коснуться и производственной практики. Сначала речь в программе шла о совершенствовании механизмов прохождения и организации производственной практики и стажировок, наставничества и трудоустройства выпускников образовательных организаций. Однако новые формулировки сместили акцент на “содействие прохождению практики учащихся по специальностям, где требуется специальная инфраструктура и оборудование для ее прохождения, в том числе создаваемые при участии государства”.

Предложенная редакция в корне меняет суть и является недопустимой, считают представители ФНПР. Первоначально подразумевалась, что будут разработаны меры, которые простимулируют работодателей принимать учащихся на реальную производственную практику, оплачивать и учитывать ее как опыт работы. То есть речь шла о значительно большем комплексе мер, чем создание подходящей инфраструктуры с участием государства. Также ФНПР считает, что подобные изменения должны обсуждаться в рамках Российской трехсторонней комиссии.

ГОРИЗОНТЫ ДЛЯ ИДЕЙ

На предприятиях используют разные методы для выявления наиболее перспективных молодых специалистов.

Например, проводят молодежные научно-практические конференции. В их подготовке совместно с заводскими советами по работе с молодежью участвуют и первички. Нередко представители профкома входят в состав жюри конкурсов, проводимых в рамках таких конференций.

Участие в конференции позволяет талантливым молодым сотрудникам (в возрасте до 35 лет) делиться своими идеями по улучшению технологических процессов, внедрять их в производство, расти в профессии и приносить экономическую пользу компании. Победители и призеры заводских конференций могут участвовать в мероприятиях подобного формата уже на уровне головной компании.

Если Молодежная научно-практическая конференция - преимущественно конкурс идей, то для готовых соревноваться “руками” на предприятиях проводятся корпоративные чемпионаты рабочих профессий. Конкурсы профессионального мастерства предполагают соревнование на заводском и цеховом уровне для работников структурных подразделений, а также для учащихся среднего профобразования. Цель - найти молодых работников с наиболее развитыми профессиональными компетенциями.

В конкурсах могут принимать участие специалисты рамых разных профессий. Среди них - лаборанты химического анализа и уполномоченные по охране труда; стропальщики и дефектоскописты; электромонтеры и резчики заготовок; машинисты крана и штабелировщики металла; инженеры-конструкторы и специалисты по промышленной автоматике.

Подобные соревнования позволяют проанализировать уровень подготовки кадров и выявить талантливых молодых работников. Разный опыт работы и квалификационные разряды только добавляют интриги и не мешают участникам соревноваться на равных за призовые места.

- Конкурс поднимает престиж рабочих профессий, а главное - все руководители оказывают поддержку молодым работникам, для которых это хорошая мотивация дальнейшего профессионального и карьерного роста, - считают эксперты.

Студенты колледжей тоже имеют право участвовать в конкурсах, ребят готовят опытные наставники. Важный итог совместной работы - трудоустройство молодых людей на завод еще до окончания учебы. На выходе из техникума выпускник получает теоретические знания, практические навыки, диплом и работу. А завод - готовых специалистов. Закончив учебу или отслужив в армии, молодые специалисты уже готовы к трудоустройству. Однако, по мнению практиков, служба в армии создает барьер на пути возобновления кадров. Способ преодолеть его предложили на заводе “Севмаш”.

ВМЕСТО АРМИИ - В “РАБОЧУЮ” РОТУ

Об опыте своего предприятия рассказывает Андрей Гичко, председатель первички в АО “ПО “Севмаш” Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники.

Несколько лет назад “Севмаш” завершил ряд крупных проектов, в числе которых строительство и ввод в эксплуатацию уникальной морской ледостойкой платформы “Приразломная”, а также модернизация авианосца “Викрамадитья” для военно-морских сил Индии. После этого “Севмаш” сосредоточился на своей главной задаче - создании группировки атомных подводных лодок четвертого поколения проектов “Борей” и “Ясень”.

Для успешного выполнения государственной программы вооружений необходимо было разработать и выполнить комплекс мер, чтобы кардинально изменить ситуацию с подготовкой и закреплением на предприятии квалифицированных кадров.

Для выполнения гособоронзаказа по строительству современных субмарин “Севмашу” требовалось набрать около тысячи основных производственных рабочих - сварщиков, сборщиков, станочников, слесарей-монтажников и других. Однако напряженная демографическая ситуация в Архангельской области и отсутствие на рынке труда в Северодвинске свободных трудовых ресурсов должной квалификации существенно затрудняли решение кадровой проблемы.

Основные источники квалифицированных кадров в Северодвинске - Институт судостроения и морской арктической техники, базовое профессиональное училище (ныне техникум судостроения и машиностроения) и технический колледж судостроительного профиля. Ежегодно они выпускают свыше 300 специалистов. Но практически всех выпускников затем призывают в армию. Парни на “Севмаше” работают здоровые, так как требования к физической подготовке по основным профессиям на заводе жесткие. Соответственно, все годны к военной службе.

Статистика последних лет показывает, что после срочной военной службы на родной завод возвращаются меньше половины выпускников. Многие уходят служить по контракту. Завод теряет хорошо подготовленных специалистов.

Тогда руководство “Севмаша” выдвинуло идею - в дополнение к спортивным и научным ротам формировать производственные роты, действующие на предприятиях оборонного сектора. Призывники могли бы трудиться на родных предприятиях, совмещая трудовые обязанности с военной службой.

В 2014 году “Севмаш” совместно с судостроительными заводами Северодвинска выступил с предложением создать в Российской армии научно-производственные роты. В АО “Объединенная судостроительная корпорация”, Союз машиностроителей, Минобороны были направлены соответствующие обращения.

Вначале министерство обороны встретило предложение “в штыки”. Военная служба - обязанность каждого гражданина страны, и любые отсрочки от призыва приведут к “сокращению базы призывного ресурса и укомплектованности Вооруженных сил Российской Федерации”, считали в министерстве. Северодвинцам пришлось искать другие пути. По их словам, “даже стучаться в дверь к Верховному главнокомандующему”.

Их услышали. Решение о формировании таких подразделений в структуре министерства обороны в 2015 году подписал президент России. Они были сформированы на базе военно-промышленных предприятий Севастополя и Тамбова. Представители “Севмаша” считали необходимым создать научно-производственную роту и в Северодвинске, где она была особенно востребована. И такая рота появилась. Главным критерием для зачисления в нее стало наличие профильного среднего профессионального или высшего кораблестроительного образования.

Сегодня военную службу завершили уже 69 моряков научно-производственной роты девятого призыва. Во время весенней призывной кампании было набрано еще 69 новобранцев. Ребята прибыли в Объединенный учебный центр ВМФ в Северодвинске. Они пройдут курс молодого бойца, примут присягу и приступят к службе на “Севмаше” - будут работать в тех же бригадах и цехах, в которых трудились до призыва. По статистике, после службы в роте в заводские подразделения возвращаются около 80% молодых людей.

Так создание научно-производственных рот помогло снять кадровую проблему и уменьшило отток квалифицированных кадров из Северодвинска - центра атомного судостроения.

Екатерина Жирицкая, корреспондент "Солидарности"