В начале сентября планету покинул Гари Райт - талантливый сочинитель, клавишник, лидер старой рок-группы Spooky Tooth. Считаю, это повод вспомнить их музыку и послушать основные альбомы.
Spooky Tooth - It's All About, 1968
Дебютник. Потом его переиздавали, заменив одну песню на великолепную The Weight, сочиненную и сыгранную The Band.
Группу основали пятеро игроков: пел и играл на клавишных Gary Wright, пел и подыгрывал Райту тоже на клавишных Mike Harrison, на гитаре был Luther Grosvenor (у него есть классный сольник), на басу Greg Ridley, а на ударных Mike Kellie. Это их классический состав.
Важнейшей фигурой здесь выступил топовый продюсер "роллингов" Джимми Миллер. Он сочинил сюда основную часть материала, поэтому его вклад в альбом и популярность "Спуки" велика.
В начало альбома поставили хит неподражаемой и прекрасной Дженис Ян Society's Child. И уже в этой композиции группа полностью раскрывает свои таланты. Хорошо, что Миллер не стал делать из них вторых "роллингов", и группа создала собственный стиль, в чем-то похожий на других подопечных Джимми - Traffic.
Основа - это психоделическое звучание с явной меланхолией. Хотя есть на альбоме и достаточно много весьма бодрых композиций, опирающихся на традиционный черный R'n'B. Райт использует множество интересных клавишных звуков, однако его основной инструмент - конечно, оргАн. Бросается в уши виртуозная игра басиста Ридли.
Группа звучит мелодично, сыгранно. Они отлично делают вокальные гармонии, важные для психоделического жанра. Правда, Гари Райт зачем-то пытается изобразить соул-фальцет - это у него не очень хорошо получается. А вот у Майка Харрисона отличный и мощный голос с расщеплением.
Однако все эти красоты и прекрасности не способствовали популярности группы. Альбом, увы, остался практически неизвестным. В 1971 его переиздали в США, но там он, кажется, тоже не снискал успеха, несмотря на популярную The Weight.
Spooky Tooth - Spooky Two, 1969
Второй альбом стал самым хитовым у них, поднявшись за океаном до 44 места. Однако же главный сингл Feelin' Bad не выстрелил, став здесь всего лишь 132-м.
Продюсер снова Джимми Миллер, который на этот раз сделал ставку на соул-рок с небольшим уклоном в прог того времени. А основной материал на этот раз сочинил Гари Райт. Звучание богатое здесь - добавили еще бэк-вокалисток. Снова напрашиваются параллели с Traffic того же периода. Но "Спуки" звучат местами более увесисто за счет присутствия в составе гитариста, который любил сочинять риффы и поливать слушателей нотами во время соло.
В центре альбома - 9-минутная Evil Woman, которую сочинил известный в 60-х автор хитов Ларри Вайз. К примеру, Bend Me, Shape Me - это его сочинение. "Спуки" превратили песню в мощнейший и эмоциональный риффовый блюз-рок. Очень здорово и уверенно! И само собой, это бенефис гитариста Лютера Гросвенора.
Музыка здесь красивая и мелодичная. Возможно, для полного успеха ей не хватило яркости и хитовости. Но лично мне этот альбом нравится уже не один десяток лет, и на эти недостатки я легко закрываю глаза.
На посошок
Вы, разумеется, помните фразу, приписываемую великому Шекспиру - "Весь мир театр и люди в нем актеры". Когда-то давно - еще в 1996 году я немного порассуждал на эту тему вот в этой песне. И к знаменитой фразе я бы еще добавил: "...а билет на спектакль всего лишь один". Слушаем, что получилось.