Найти тему

"Слезы капали". А ведь по первоначальному замыслу это должно было быть еще одно советское фэнтези с элементами ужасов.

Начало тут

Заинтересовало меня, а в чем же заключалось участие в написании сценария фильма "Слезы капали" писателя-фантаста Кира Булычева. Авторами сценария объявлены трое - сам Гергий Данелия, Александр Володин и Кир Булычев.

С Александром Володиным все понятно. У них с Данелией очень удачно получился "Осенний марафон", где встретились две родственные души на почве "горестной жизни плута", употребления алкоголя и нескончаемого "марафона" от жен к любовницам и обратно. Образ Бузыкина - это Данелия и Володин в одном лице. И в "Слезы капали" "суровый" реализм Володина разбавленный тонким, грустным юмором Данелии виден невооруженным глазом. А вот каков же тогда вклад Кира Булычева?

Пришлось обратиться к первоисточнику, к сценарию фильма. И все стало понятно. Кир Булычев отвечал за привычную ему фэнтезийно-сказочную сюжетную линию, от которой в фильме осталось пара мелких осколков, почти как от разбитого зеркала злого волшебника Тролля. В комментариях к предыдущей статье один образованный читатель сделал мне замечание, что Тролль надо писать с маленькой буквы, так как это имя нарицательное существ из скандинавской мифологии. Согласен. Вот только авторы сценария злому волшебнику дали имя собственное - Тролль.

И если бы сюжетная линия, которую писал Кир Булычев осталась в фильме, то это было второе, после "Вия", советское фэнтези с элементами фильма ужасов в форме философской притчи.

После того как мелкие тролли разбили большое зеркало, в котором действительность отражалось без прикрас, а все плохое бросалось в глаза и выглядело еще отвратительнее, Тролль дал им команду собирать по всему миру осколки этого зеркала. Вот в эту раму, как кусочки мозаики, стали крепится осколки.

Но как их собрать? Ведь некоторые осколки попали в глаза людям, которые перестали видеть в жизни хорошее, а правда жизни предстала перед ними в искаженном, отвратительном свете. Из-за чего почти все обладатели осколка кончали жизнь самоубийством. Вот средневековый рыцарь, чем-то обиженный своей прекрасной дамой, воткнув острием наружу в дерево копье пытается на всем скаку напороться на это копье грудью. Но за секунду до смерти мелкие тролли доставляют его к своему хозяину Троллю.

-2

И рыцарь должен перед Троллем исполнить танец. Во время танца у него из глаза выпадет осколок, который тут же вставляют в зеркало. А рыцарь возвращается, и вот он уже висит, проткнутый, на копье.

В начале фильма нам показывают танцовщицу, которая танцует в каком-то парке. Это Версаль, балерина танцует перед королем, но скрипачу из оркестра попадает в глаз осколок зеркала и он срывает мелодию. Затем дома скрипач наливает себе яд, но его доставляют к Троллю, он перед ним танцует, осколок выпадает, скрипача возвращают обратно, и вот он уже мертвый, опрокинулся на стол. В фильме этого нет, нам показывают ту же балерину на фоне Собора Парижской Богоматери, всю оборванную и измученную. В фильме это ей в глаз залетает осколок и по ее последующему внешнему виду ничего хорошего в ее жизни нет.

Затем в Нью-Йорке, в 1920 г., празднуется свадьба, перед входом в собор для венчания невесте в глаз попадает осколок зеркала. Далее она бросает жениха и бросается с крыши отеля вниз. Но за секунду до падения она попадает к Троллю, танцует под его дудочку, у нее выпадает осколок, и она отправляется обратно. И вот уже она лежит мертвая на мостовой. А осколок вставлен в раму.

А в фильме Васину, после того, как он разогнал всех в доме, снится сон. Тролль играет на дудочке, маленький тролль танцует, а на вешалке висит парик версальской танцовщицы, а также пальто и кепка Васина. Значит, следующая очередь на самоубийство, и быть приглашенным к Троллю, его. Если не знать сценария, то весь символизм этого кадра будет совершенно непонятен.

-3

И по команде Тролля тройка маленьких троллей - Сероглазый, Горбун и Юный отправляются к Васину. Они должны проследить до момента, как Васин начнет процесс самоубийства, доставить его к Троллю, заставить танцевать, получить осколок и отправить обратно завершать им начатое.

И по сценарию они постоянно попадаются Васину навстречу. Он всегда принимает их за грабителей. То молча отдаст им часы, которые они возьмут, а потом часы вновь возвращаются к Васину. А затем наступает "день сурка".

После того как Васину не удается повеситься в квартире Сашки Ермакова, он с веревкой на шее идет к дереву на улице. Но пока он примеряется как закрепить веревку, хозяин квартиры, где живет Ермаков, отбирает ее. Васин плачет и у него из глаза выпадает осколок. А в это время неподалеку стоят тролли и ждут самоубийства Васина. Васин, проплакавшись, подходит к окну комнаты, где сидит Ермаков и просит у него прощения и разрешает играть свадьбу в еще несданном доме, где Ермакову выделили квартиру. Ермаков посылает его. В это время Наташа приносит Васину плед. С этим пледом он пытается уйти, но ему преграждают дорогу тролли, которых он опять принимает за грабителей, отдает плед, а те снимают с лацкана его пиджака осколок и уходят. Наташа бросается за ними и отбирает плед.

И тут все начинается заново - Васин плачет, подходит к окну, говорит с Ермаковым, Наташа дает ему плед, тролли забирают плед и осколок, Наташа бросается за ними и отбирает плед. И так несколько раз подряд. Что-то сбилось в алгоритме большого Тролля. Надо, чтобы Васин все-таки покончил жизнь самоубийством, поэтому ситуация откручивается назад.

Но Васин изменяет порядок событий. Когда Наташа бросается, чтобы отобрать плед, он удерживает ее и говорит: "Да черт с ними, Наташка, не до утра же бегать за ними. У меня дел полно. Я тебе новый плед куплю". И тролли исчезают уже никем не задерживаемые. К Ермакову возвращается невеста, а большой Тролль вставляет васинский осколок в раму. А после этого отправляет маленьких троллей за новым осколком, кто-то уже хочет кончить жизнь самоубийством. Финал.

В фильме совсем другой финал. Васин, Наташа, музыкант и извозчик стоят возле пианино, на котором Васин играл "Лунную сонату" и пел детскую песенку, и их из далекой пустыни, может с того света, их освещает зеркало. Оно целое, все осколки собраны, и рядом нет ни Тролля, ни его тролльчат.

-4

И каждый может трактовать этот финал или как начало новой жизни товарища Васина, который понял, что думать о других плохо без достаточных оснований опасно для собственной жизни. Что свет этот теплый и добрый, так как рядом нет ни Тролля, ни его учеников. А может это вообще совсем другое, доброе зеркало?

Или же с учетом нового нашего знания это все то же, недобро откровенное зеркало, которое вновь собрано из осколков, приведших добрых и хороших людей к самоубийству, и отрицательная энергетика у зеркала только усилилась. И как-то надо быть поосторожней, поаккуратней и не смотреться в какие попало зеркала.

Вот таким мог быть фильм "Слезы капали", если бы сюжетная линия. возможно сочиненная Киром Булычевым, сохранилась. Почему ее написал Кир Булычев, так очень уж эти тролли похожи на космических пиратов из "Гостьи из будущего".

В общем, сами решайте какой фильм вам больше нравится.