Определим авторитарный режим не как ругательство, а как политическую систему: это общество, во главе которого находится лидер и его партия, которые реализуют в этом обществе некий избранный лидером проект, подчиняя этой идее все действия и партии, и общества. Самый яркий пример – СССР или Камбоджа времён «Красных кхмеров» как варианты строительства коммунизма.
Есть авторитарные режимы, существующие по гораздо более мягкой схеме: правители не пытаются наложить на общество никакой другой проект, кроме желания продлить бесконечно собственное пребывание у власти. Это наша власть, которая живёт по принципу: все ресурсы собираем в своих руках, пишем под себя законы, сами живём хорошо, но частичку ресурсов уделяем населению, чтобы люди особенно не возмущались, при этом что-то красиво говорим на публику, чтобы мир сознавал, что власть занята серьёзными делами, а не просто переправляет деньги за полезные ископаемые на собственные счета в иностранных банках. Это власть воров, клептократия.
Таким и был российский режим – он был долгое время практически не идеологизированным, и это продолжалось до тех пор, пока лидер не провозгласил важность сверхидеи. Общество должно эту сверхидею реализовать, потому что лидер сумел выстроить некую вертикаль власти, при которой тот, кто от него эту власть на своём уровне получил, должен лидера поддерживать (вот только беда – при этом изо всех сил растаскиваются ресурсы, и оказывается, что нет обмундирования, снарядов, радиостанций, бронежилетов, асфальт кладётся на землю, а плитка - каждые полгода, хотя деньги на всё это отпущены были, но ведь это надёжные, верные люди, составные части вертикали, поэтому их тасуют, переводят с места на места – других у лидера просто нет!)
Насколько устойчива эта власть? Люди подчиняются до тех пор
1. Пока верят, что власть имеет право ими управлять, она законна.
2. Пока думают, что протест опасен, легче смириться с этой властью.
3. До тех пор, пока власть репрессирует тех, кто сопротивляется, но при этом власть умело создаёт откровенно отталкивающий образ врага власти как врага общества.
Почему эффективны репрессии сейчас? Власть воспользовалась образом оскорбляемой, унижаемой страны, на которую ополчился проклятый развратный Запад, и объявляет врагами тех, кто чем-то связан с западными СМИ, институтами, организациями: написал статью, которую у нас не печатают, но опубликовали у «них» – ты иноагент! Такого в лагерь отправить не жалко! Заговорил о том, что не все акты о событии подтверждаются - ты дискредитируешь, подрываешь, оскорбляешь!
Наверно, это обидно, но мир рассматривал Россию как такую же автократию, как во многих республиках постсоветских, а также африканских: лидер, захвативший ресурсы с помощью соратников, которых он делает элитой и подкармливает массы, чтобы не выступали, изредка показывая людям клыки.
Самое невероятное, что поразило Европу – это проведение СВО, которая совершенно бессмысленна с точки зрения любой рациональной логики – невозможно добиться успеха, обрушившись на соседа, которого поддерживает весь мир, при этом предварительно разорив собственную промышленность. Единственно, чего можно добиться – получить полную изоляцию, закрыться в своих границах и строить собственную империю – если это цель президента, то не поздно ли?