Когда распался Советский союз у нас появилось много разных телеканалов. Я помню, как на одном часто крутили передачу "Скрытая камера". В этой передаче людей ставили в неловкие ситуации и следили за их реакцией. С появлением Ютуба и других площадок такого контента стало огромное количество. В этих роликах очень часто унижают и доводят людей. Одно время я любила смотреть интервью Собчак и там был герой, который стал популярен именно за мат и агрессию к людям при съёмке скрытой камерой. Я не понимала тогда, почему его смотрят? И сейчас не понимаю. Но к съёмкам скрытой камерой всегда относилась предвзято. А оказывается, что как обычно дело в человеке. Кому что интересно, то он и транслирует миру.
Оказывается и в Советском Союзе снимали скрытой камерой людей ещё в 1960-х годах. Из воспоминаний оператора Петра Мостового, которому режиссер Павел Коган предложил поучаствовать в необычной работе:
В те годы советские документалисты воспевали трудовые подвиги рабочих, успехи ученых, достижения космонавтики.…Это была как бы кинематографическая доска почета. Мы же с Павлом хотели делать совсем другое кино: увидеть через глазок кинокамеры обыкновенных людей – такими, какими они были в жизни.
Фильм нам предстояло снимать в Эрмитаже. Здесь всегда толпы. Но мы хотели увидеть людей. Различить среди толп лица. Вглядеться в них.
Идея, ее предложил Сергей Соловьев, заключалась в том, чтобы увидеть, как люди смотрят на картину Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Запечатлеть момент их встречи с искусством.
Для съёмок фильма в зале Леонардо да Винчи рядом с картиной была натянута штора, за которой и прятался оператор с скрытой камерой. Несколько дней съёмочная группа снимала вереницы посетителей, которые смотрели на Мадонну Литту.
Я должен был через объектив камеры отыскать в веренице людей именно те лица, которым, интересна Мадонна… Я должен был их интуитивно почувствовать.…
Тогда я впервые почувствовал, что у меня неожиданно возникает необъяснимая духовная связь с теми людьми, которых я решаю снимать.… Какие-то невидимые нити протягиваются между нами…
Понимаете, у человека со скрытой камерой камерой возникала духовная связь с объектом съёмки. Он хотел показать внутренний мир простого человека, его красоту.
Посмотрите на лицо этой женщины. От неё идёт не меньший свет, чем от Мадонны да Винчи.
Кстати, с маленькими детьми и тогда в музеи ходили, но я не представляю, чтобы мамочка кормила грудью ребёнка в зале. Причём я не хочу идеализировать то время. У Мадонны были и такие посетители:
Вот быстрым шагом к картине подходит мужчина. Бросает взгляд на «Мадонну Литта», быстро говорит: «Это у меня есть» и также быстро уходит.
Вот подходит другой посетитель, разглядывает картину, лицо выражает одобрение и он тянет: «Культурка, бл%…».
Но общий уровень культуры, образования, воспитания был другой. Раньше слово "коллектив" не было стыдным. А сейчас что не интервью, так пинают отсутствием личного и детскими травмами от родителей, которые не правильно воспитывали с оглядкой на соседей. Личные права ставят на первое место, забывая, что "cвобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого"