Вероятно, подобное название моей статьи вызовет ваше возражение. Как может быть хорошо известный в СССР Адамо быть неизвестным? Даже сейчас его помнят по мировому шлягеру про падающий снег ("Tombe la neige"), а в 1960-70-е годы он был одним из самых популярных эстрадных исполнителей в мире.
И тем ни менее, я не сильно преувеличил, когда назвал Сальваторе Адамо неизвестным. Если вы помните его только по песне 1963 года "Tombe la neige" – это значит, что вы совершенно не знаете выдающегося исполнителя Сальваторе Адамо. Он не реликт из прошлого, а вполне актуальный певец нашего времени.
В 21 веке «пенсионер» Адамо выпустил 7 оригинальных дисков, альбом каверов Жильбера Беко, компиляцию своих классических хитов, спетых Сальваторе дуэтом с молодыми исполнителями и пластинку каверов англоязычных шлягеров, исполненных Адамо на французском языке.
Последний альбом выпущен в 2023 году 80-летним исполнителем! Это реальные достижения для человека, который ранее пережил тяжелый сердечный приступ, а в начале седьмого десятка вновь испытывал серьезные проблемы со здоровьем (у него случился инсульт).
Но дело, естественно, не в количестве записанных дисков в весьма почтенном возрасте. После знакомства с его последними альбомами у меня создалось впечатление, что Сальваторе Адамо практически не расстается со своей Музой.
На каждом его альбоме обязательно присутствует 2-3 великолепные композиции, которые без всяких сомнений были бы международными хитами, если бы мировой шоу-бизнес и Адамо имели хоть какие-нибудь точки соприкосновения.
Чтобы мои утверждения не выглядели голословными, предлагаю послушать несколько композиций, написанных и спетых Сальваторе в последние десятилетия.
"J´te lache plus" (с альбома"Zanzibar", 2003)
"Mon voisin sur la lune" ("Zanzibar", 2003)
"Mille ans deja" (с диска"La part de L´ange", 2007)
"La boite a souvenirs" (с альбома"De toi a moi", 2010)
"Le grande roué" (с диска"Le grande roué", 2012)
"Lola&Bruno" (с альбома"L´Amour n´a jamais tort", 2016)
По-моему, на фоне этого музыкального великолепия песня про падающий снег выглядит откровенным раритетом. А ведь это только часть тех шлягеров, которые записал Адамо в последние пару десятилетий!
В связи с Адамо представляется интересным вопрос, как так получилось, что продолжающего плодотворно работать исполнителя, который сам сочинил и исполнил около 500 песен, в мире знают в основном по нескольким шлягерам, записанным 50-60 лет назад?...
Попробую объяснить этот феномен.
В 60-70-е годы Адамо постоянно выпускал новые пластинки и очень много гастролировал по всему миру, часто выходя на самые престижные концертные площадки (например, в парижской "Олимпии" и "Карнеги-холл" в Нью-Йорке).
В некоторых странах его принимали как "битлов": во время первого приезда в Чили Адамо встречали в аэропорту несколько десятков тысяч человек!
Сальваторе дважды приезжал в СССР (1972, 1981), причем в Риге в 1981-м выступал неделю подряд, собирая каждый вечер полный зал.
Во второй половине 70-х его карьера пошла на спад. После весьма удачного альбома 1975 года "Jusqu´a L´amour" Адамо выпустил несколько ничем не примечательных лирических дисков – как раз в то время, когда мир был охвачен диско-лихорадкой.
Кто следил за карьерой Челентано, помнят, что именно диско-альбомы, записанные Адриано в конце 70-х, вывели его на новый уровень популярности. Адамо, напротив, в те годы явно "отстал от поезда", не вписавшись в мировую музыкальную моду.
В 80-е годы дела у Сальваторе пошли еще хуже. Поначалу, правда, забрезжил свет в конце туннеля - в 1982-м Адамо выпустил неплохую пластинку "Puzzle" с несколькими шлягерами. Но в 1984-м он заработал сердечный приступ, после чего три операции на сердце надолго выбили его из колеи.
Из-за болезни Сальваторе смог записать новый альбом только в 1987-м, да и тот вышел откровенно неудачным. По сути, эта пластинка стала свидетельством того, что певец Адамо еще жив и может петь. И все.
Если бы он женился-разводился, встречался с моделями, регулярно гонял по пьяни на машине или преследовал маленьких мальчиков, то для привлечения внимания публики новые альбомы и гастроли были бы не нужны. Но скромный парень Сальваторе Адамо бесконечно далек от такого образа жизни (хотя у него был длительный роман на стороне с немецкой актрисой, но о нем долго не знали ни жена, ни пресса, для которой он был образцовым семьянином).
Адамо не Майкл Джексон, не Пол Маккартни или "роллинги", которые могли делать длинные паузы между пластинками, оставаясь под прицелом СМИ. Пробуксовка карьеры в конце 70-х, а потом пять лет без нового альбома даром для Адамо не прошли.
Публика не забыла про него, но не забыла про того старого Адамо, из 60-х, визитной карточкой которого была "Tombe la neige" и еще пара-тройка хитов.
Сальваторе после болезни все-таки сумел перезапустить свою исполнительскую карьеру, но все его новые песни и диски уже не становились событиями в музыкальном мире, которые могли бы привлечь к себе внимание миллионов слушателей.
Хотя во Франции некоторые альбомы Адамо все-таки были замечены и попадали в чарты.
В нашем мире, перенасыщенном информацией, уследить за музыкальными новинками любителю музыки попросту невозможно. Сейчас, в эпоху торрент-трекеров, ситуация несколько улучшилась - можно без посредников найти то, что понравится тебе, просто скачивая "тоннами" разнообразную музыку. Но и в этом случае не хватит никакого времени, чтобы самому прослушать все достойное твоей личной фонотеки.
Большая часть современных слушателей сами ничего не выбирают, а просто потребляют ту музыку, которую нам навязывают средства массовой информации – через клипы на ТВ, песни на радио и музыкальные сайты (сервисы).
Звезды и популярные исполнители появляются только благодаря СМИ и Интернету. Творчество музыкантов, которые не попадают в широкую ротацию на ТВ, радио и музыкальном сегменте Сети, остается неизвестным широкой публике. А кого рекламировали СМИ в последние десятилетия?
Тех, кого продвигали музыкальные корпорации (в основном, американские), подмявшие под себя музыкальный бизнес.
Из Адамо создали мировую звезду в 60-е – в те годы, когда исполнитель, поющий на французском языке, еще мог пробиться к слушателям самых разных стран (за исключением США, где предпочитали только англоязычных музыкантов). Американские певцы и певицы уже тогда задавали тон на мировых подмостках, но американское телевидение еще не покорило планету, поэтому тотальной экспансии англоязычной музыки в мире не было.
Когда Сальваторе вернулся на сцену после тяжелой болезни, это было время, в которое он со своим репертуаром абсолютно не вписывался.
80-е стали эпохой Майкла Джексона, Мадонны и "волосатого металла", а чуть позже мир захватили хип-хоп и грандж.
И главная заслуга в наступлении новой музыкальной эпохи принадлежала совсем не слушателям, которые сделали свой осознанный выбор в пользу этой музыки, а американскому телеканалу MTV, который к концу 80-х стал самым влиятельным музыкальным телеканалом на планете.
Телеканал определял то, что модно, демонстрируя те образцы продукции, которые слушатель должен приобретать (в основном, англоязычный товар), медийные корпорации заваливали рынок модным продуктом, а потребители его скупали, полагая, что покупают лучший на рынке товар.
В "старые добрые времена" талантливый исполнитель находил своего слушателя гораздо проще: между слушателями и музыкантами не было всемогущих посредников-производителей музыкального продукта, которые определяют, что люди будут слушать, а что нет.
Достаточно было выиграть какой-нибудь музыкальный конкурс или попасть в ротацию небольшой местной радиостанции, чтобы тебя заметили. Для талантливого исполнителя требовался лишь небольшой начальный толчок на пути к славе.
Именно так появились на большой сцене Элвис, Адриано, Сальваторе и много кто еще. В конце 20 века ситуация изменилась кардинально. Главное, чтобы тебя заметили не слушатели, а "большие" и жадные капиталисты, которые с утра до ночи считают деньги. Если ты им покажешься потенциально ходовым товаром, то тогда из тебя сделают звезду.
От современной музыкальной индустрии пострадал не только Адамо – многие "старички" из прошлого переживали в те годы не лучшие времена. Даже те, кто пел на английском, не все смогли приспособиться к современным веяниям.
Сверхпопулярный в конце 60-х-начале 70-х Том Джонс испытывал сходные проблемы, что и Адамо, хотя он не делал перерывов в работе. Джонсу в конце концов удалось перезапустить свою карьеру, выпустив в 1999 году альбом дуэтов с актуальными для конца 20 века исполнителями, на котором был хит "Sex-bomb", покоривший чарты. Но Джонс пел на английском. Он был свой.
Странно, но в СССР с Адамо произошла та же история, что и в мире, хотя у нас всегда слушали не совсем то, что за "железным занавесом".
Когда в 60-е годы прогремела "Tombe la neige", то в СССР про нее узнали достаточно быстро (у нас этот хит крутили по радио), хотя обычно информация за "железный занавес" из капиталистических стран доходила с большим трудом.
К концу 80-х все, что было популярно в Европе в тот период и даже то, про что там слышали немногие (вроде группы "Bad boys blue"), попадало в Советский Союз без каких-либо проблем. "Все", но не актуальные записи Адамо.
В 1989 году он выпустил великолепный альбом "Sur la route des etoiles", но до нас он не добрался, затерявшись среди моря американской и европейской поп-музыки.
Си-Си Кэтч, Сандра, "Пет шоп бойз", "Депеш Мод", "Лондон Бойз" и даже напрочь забытые сейчас "Джой" и "Лэйд Бэк" – все эти записи быстро оказывались в СССР, а Адамо словно выпускал пластинки в иной Вселенной, с которой связи не было…
Несмотря на отсутствие должного признания в последние десятилетия со стороны публики, карьера Адамо просто беспрецедентна. Мало того, что он на эстраде уже более полувека – более удивительно то, что свои лучшие песни Сальваторе написал и спел в последние годы, когда в силу возраста большая часть его коллег не создает ничего нового, исполняя на концертах проверенный десятилетиями репертуар.
Адамо сочинил столько новых песен, что он мог бы на концертах совсем не вспоминать про "падающий снег", если бы публика не ждала именно его классические хиты.
В первые десятилетия 21 века из старой гвардии, которая вышла на эстраду в 60-х, осталось совсем немного дееспособных бойцов. И среди них нет никого, кто не просто регулярно выпускал бы новые шлягеры, но и сам был их автором.
Потихоньку трудится в своей студии-каморке Адриано Челентано, выпуская по одному альбому-шедевру в 3-4 года. Адриано периодически радует публику новыми хитами, но он очень редко сам пишет песни.
До своей смерти (07.11.2016) иногда напоминал о себе новыми дисками Леонард Коэн, но уж очень минорный у него был репертуар!
Были активны в новом тысячелетии старый мачо Том Джонс и старый гей Элтон Джон. Но первый исполнял чужие композиции, а второй выпускал один ничем не примечательный альбом за другим, почти забыв про свое умение сочинять запоминающиеся песни.
Больше гастролирует, чем пишет что-то новое старый "битл" - Маккартни. Еще хуже с этим обстоят дела у Питера Гэбриела.
Остальные звезды из прошлого, дожившие до нового тысячелетия, и вовсе лишь "вспоминали" былые дни, гастролируя с проверенным годами репертуаром и выпуская сборники из серии "greatest hits" и альбомы каверов: Энгельберт Хампердинк, Пол Анка, Джанни Моранди, Род Стюарт, Арета Франклин (умерла 16.08.2018), Мирей Матье…
На таком фоне Сальваторе Адамо выглядит как Эверест среди Кавказских гор. И пусть у него давно уже нет той популярности, что была в 60-е, но зачем она ему? Он и раньше ей явно тяготился. Главное, что, невзирая на болезни и возраст, человек занимается любимым делом, и это у него получается просто здорово!
Да, его новые песни отвергаются современным шоу-бизнесом, и слушатели плохо знают их. Ну что тут поделаешь? Се ля ви – как говорят французы. Главное, что эти песни спеты и записаны – рано или поздно, они найдут своего слушателя. А точнее, наоборот.
Когда человек, который ищет хорошую музыку, наткнется на эти музыкальные сокровища, то его ждет приятное открытие совершенно нового Адамо – выдающегося автора-исполнителя 21 века, а не певца, который за всю свою карьеру отметился всего одним шлягером…
И напоследок еще одна композиция Адамо последних лет - "Chantez" (с диска "L´Amour n´a jamais tort", 2016), в которой Сальваторе поет: «Я не могу сделать ничего лучше, чем петь»….