Найти тему
О, КУЛЬТУРивание

Сопли на тарелке, перепутанные заказы и съеденная официантами еда: японский ресторан, где работают больные Альцгеймером

Приятная музыка, бокал хорошего вина и вкусная еда - вот залог любого хорошего ресторана. А еще - вежливые хостесс, расторопные официанты и чистый зал.

Но что, если перепутать местами заказ, съесть по дороге половину блюда или вообще плюнуть в тарелку? А что, если гости заведения сами на это соглашаются? И это - не какая-то шутка. Это ресторан ошибочных заказов, который какое-то время существовал в Японии.

Все дело в том, что руководитель ресторана осознанно нанял себе на работу людей с деменцией, болезнью Альцгеймера и прочими когнитивными проблемами. Задумка была проста: помочь больным адаптироваться к миру и обратить внимание простых людей на проблему ментального здоровья.

Так, создатель ресторана однажды увидел жизнь в доме престарелых для дементных больных изнутри. Люди с деменцией накрывали на столы, помогая персоналу убираться и разносить еду. По словам работников заведения, это помогало людям чувствовать себя нужными.

Это же было решено повторить в ресторане. Бабушек и дедушек с деменцией набрали на роль официантов, заранее предупредив посетителей о том, что их будут обслуживать "особенные" официанты.

-2

Идея превзошла все ожидания. Ресторан быстро приобрел популярность из-за своей экстравагантности. Так, официанты могли легко перепутать блюдо, плюнуть или высморкаться в салат, вытереть козявки о край тарелки или даже просто... съесть блюдо в процессе подачи.

Случалось и такое, что официанты забывали, где они находятся и что делают. Тогда посетители помогали им вспомнить свою роль. Не обходилось и без более серьезных "туалетных" казусов и потеряшках: некоторые официанты все время стремились уйти из заведения, не понимая, где они.

Посетители знали о таких особенностях заведения - за ними сюда и шли. Люди даже расстраивались, если их обслуживали, что называется, стандартно. И это, на мой взгляд, перебор.

-3

Так, я обычно не даю оценку разным культурным явлениям, но как человек, который имел дело с дементным больным, я не могу не высказаться. На мой взгляд, это - издевательство чистой воды. Ведь люди при этом заболевании не нуждаются в "чувстве нужности" и "социальном одобрении" - эти категории для них попросту становятся слишком сложными.

Ведь если человек не может вспомнить, где он. Не может сдерживать свои позывы или следовать элементарным нормам поведения, то в его личности уже произошли критические изменения. Он уже не понимает происходящего в полной мере. И эксплуатировать его вот так, делая казусы больных людей объектом всеобщей насмешки... как-то низко.

-4

Да, дементным больным можно давать какие-то задания для тренировки моторики и нейронных связей, для поощрения их двигательной активности, но зарабатывать на это деньги, превращая болезнь в представление? Я такое не одобряю. Не думаю, что будь эти официанты в здравом уме, они бы согласились превращаться в эдаких причудливых обезьянок в зверинце, на которых все смотрят.

В любом случае, после карантина ресторан "заглох". И, судя по всему, в данный момент он больше не функционирует, чем расстраивает даже родственников некоторых больных, которые такой работой хотели помогать родным.

А что вы думаете на этот счет? Этична ли такая работа?