Вот и летние каникулы позади, новый учебный год постучался в наши двери 🍁
А в моё сердце стучится ещё одна дата, которая по воле судьбы совпадает с моими именинами — 8 сентября.
День начала блокады Ленинграда 🖤
Так давайте поговорим о блокадных школах, учителях и учениках.
Блокадные школы — явление удивительное. Образование стало подвигом, причём с обеих сторон — и учителя, и ученика.
1 сентября 1941г. школы в Ленинграде свои двери для ребят не открыли. Ещё бы: враг у ворот, каждый день приносит новости одну хуже другой. Того и гляди нужно будет объявлять массовую эвакуацию, какая уж тут школа! К середине сентября фронт под Ленинградом стабилизировался, стало понятно, что на штурм города фашисты не пойдут. Нужно было налаживать хоть какое-то подобие нормальной жизни. А одним из маркеров такой жизни была как раз школа.
Так что открытие школ было делом принципиальным, я бы даже сказала, политическим. Детей обязательно нужно было занять, особенно в условиях надвигающегося голода.
И да, к ноябрю 1941г. школы наконец заработали. Не все, конечно, всего в Ленинграде к началу войны было около сотни школ, в первую блокадную зиму работало только 39. Уроки тоже сильно отличались от тех, что были в мирное время. На переменках было непривычно тихо: бегать и играть, даже и громко разговаривать у детей не было сил. Уроки длились минут по 20, на большее не хватало ни учителей, ни учеников: мучило постоянное чувство голода, да и холодно было в классах. У истощённого учителя не было возможности притащить дров и натопить классную печь. Писали мало, ведь бумагу можно было пустить на растопку, а это важнее. Так что в первую, самую страшную блокадную зиму, практически ничего не писали, если и писали, то чаще карандашами (с чернилами была напряжёнка, да и замерзали они только так) и на полях газет. Учителя вспоминали, что большая часть уроков проходила в устном формате, и рассказывать, чтобы оголодавшие и окоченевшие дети слушали, обязательно нужно было интересно, с огоньком. Представьте, чего это стоило учителю, который сам еле держится на ногах?!
Очень часто занятия прерывались сигналом воздушной тревоги, класс спускался в бомбоубежище, и урок продолжался там.
Но несмотря на все тяготы, несмотря на то, что нужно было каждый день собирать в кулак всю волю и остатки сил, чтобы добраться до школы, дети ходили туда с радостью. Причина была проста: там можно было получить, например, тарелочку супа или стакан желе. Без карточек и бесплатно. Конечно, это был не тот наваристый, красивый суп, к которому привыкли мы, не знавшие голода. Это был пустой бульон, больший прхожий на воду, в котором плавала одна макаронина или кусочек солёного помидора. Но для голодного ребёнка это было намного лучше, чем ничего! Еда, да ещё и горячая!
Блокада заставляет вглядываться в привычнейшие дела. Вглядываться, и открывать для себя их удивительную значимость и важность. Казалось бы, школа — что в ней такого? Но скольких мальчиков и девочек спасла она от голодной смерти, подкармливая, поддерживая добрым словом учителя? Скольким учителям помогла, ведь ничто не придаёт сил так, как ощущение того, что ты нужен своим маленьким подопечным? А насколько станет легче какому-нибудь прохожему, который заметит на улице ученика с портфелем и решит: «Эх, ну раз жива школа, значит, всё как-нибудь да наладится».
Блокада делала обыденные вещи героическими.
Если интересно почитать на эту тему из первых рук, то очень рекомендую для семейного чтения книгу, которую написала блокадная учительница Ксения Полозикова-Рубец — «Они учились в Ленинграде».
#музейная_крыса_из_истории