В 1985 году американцы проявляли большой интерес к вертолету Ми-24. Эта боевая машина оставалась загадкой для военнослужащих из США, несмотря на множество попыток разгадать ее тайны. Состоящий на вооружение СССР уже с 1969 года, изучить его подробно не представлялось возможным. Однако, наконец, представился случай.
Исполнение американских желаний
Американцы были готовы на многое, чтобы осуществить свою давнюю мечту о владении легендарным вертолетом. Принцип «на войне все средства хороши» сработал. Джим Пейт, ответственный редактор журнала «Солдаты удачи», стал инициатором публикации нескольких материалов в различных популярных изданиях. Все они объединялись содержанием и заголовками: «Укради этот русский супервертолет и получи миллион долларов». Любой военный пилот из СССР, ГДР, Никарагуа, Кубы или другой страны, где были в наличии эти вертолеты, мог в одночасье стать миллионером. Достаточно было просто угнать советский Ми-24 и доставить его в рабочем состоянии на американскую землю. В местах дислокации вертолетных частей были распространены листовки с объявлением: «Разыскивается: Советский ударный вертолет Ми-24Д, неповрежденный и в рабочем состоянии. Вознаграждение: 1 000 000 долларов».
Но все же завладеть Ми-24 американцам помогло стремление СССР помогать братским народам. А под эту категорию попадало население всех государств, чьи власти готовы были разделить советскую линию поведения. Все началось с того, что на территории Советского Союза стали готовить афганских пилотов. После прохождения курса молодого бойца афганские летчики могли совершенно спокойно управлять боевыми вертолетами различных модификаций.
Но полученные знания нужно где-то применять. Поэтому после подготовки кадров власти СССР приняли решение о поставке в соседний Афганистан Ми-24. Примерно в это же время активизировался Пейт со своей идеей о вознаграждении. Миллион долларов для бедных афганских офицеров был приличной суммой, которую на службе в Демократической Республике Афганистан (ДРА) не заработаешь.
Деньги не пахнут?
Нашлись те, кто решился заработать таким образом. Ими оказались два пилота-афганца, выпускники советских летных училищ. Компанию им составили еще 5 военнослужащих. Все они были родом из провинции Пактия.
13 июля два вооруженных под завязку Ми-24Д ВС ДРА, оснащенные специальным электронным оборудованием для полетов в горах и экранно-выхлопными устройствами для снижения заметности, приземлились в соседнем Пакистане. Это стало первым случаем в истории, когда советские вертолеты без контроля со стороны руководства оказались на территории страны, не входящей в социалистический лагерь.
Спустя сутки Кабульское официальное радио заявило, что вертолеты «сбились с курса» и приземлились в Пакистане «по ошибке». 15 июля афганское правительство потребовало незамедлительного возвращения вертолетов и экипажей. В МИД ДРА был незамедлительно вызван поверенный в делах Пакистана для предъявления ему официальной ноты правительства. Сделано это было лишь для «галочки». Практически сразу было ясно — вертолеты приземлились в Пакистане умышленно. Никакой ошибки быть не могло. Афганские пилоты и члены экипажа запросили политического убежища, которое им было вскоре предоставлено.
Аналитики англоязычного азиатского информационного журнала «Far Eastern Economic Review» обвинили в преступной халатности советских чиновников, которые были осведомлены о статистически предопределенной склонности афганцев к дезертирству. Цифры говорили сами за себя — к тому времени более двух третей всех афганцев-военнослужащих уже сбежало из армии, причем, большинство с оружием.
Повторение пройденного
Инцидент с угоном двух вертолетов Ми-24 часто сравнивают с событиями, произошедшими 6 сентября 1976 года, когда советский летчик-перебежчик Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25П прилетел в Японию и передал иностранным властям самолет со множеством секретной аппаратуры на борту. Американцам на тот момент неслыханно повезло. Они не только заполучили машину, в которой видели величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом конфликте, но и действующего пилота. Знания и опыт перебежчика они потом использовали по полной программе. В СССР же Беленко восхищались куда меньше. Его заочно приговорили к смертной казни за измену Родине, а своих «советских» жену и ребенка он больше не увидел.
В случае с перехватчиком МиГ-25П Советскому Союзу удалось отстоять самолет. Авиатехнику вернули обратно. Правда, до этого момента американцы его разобрали до винтика. С их подачи международные переговоры все затягивались. Выигранное время нужно было использовать, что и делали в США. Американские специалисты доставили МиГ-25 в контейнерах на свою авиабазу в сопровождении 14 бомбардировщиков.
Представители СССР посчитали, что государству был нанесен ущерб в 2 миллиарда рублей. Но ничего непоправимого, как заверял один из создателей МиГа-25, Лев Шенгелая, не произошло. Советская сторона приступила к срочной модернизации самолета. В это время американская пресса занималась высмеиванием истребителя. «Критика была в адрес того, что у нас слабо развита радиоэлектронная промышленность, что пользуемся старыми лампами, как будто каменный век. Но тогда они поняли, что наша аппаратура, в отличие от их, не выходит из строя», — вспоминает Шенгелая, которого включили в советскую группу, проводившую расследование инцидента в Японии.
За и против
Предательство Беленко принесло отчасти даже пользу — стимулировало советских ученых и разработчиков на создание более совершенных МиГ-25ПД, а рассекреченные МиГ-25П неплохо шли на экспорт в Ирак, Алжир, Сирию.
Ущерб, нанесенный угоном двух Ми-24 был гораздо серьезнее. Советский вертолет, да еще и с полным вооружением, американские специалисты получили возможность изучить детально и неспешно. В результате у американцев появилась информация об уязвимых сторонах летательного аппарата, которой они и поспешили воспользоваться, внеся соответствующие технические корректировки в свои собственные разработки.
The post Угон Ми-24 в Пакистан: почему он навредил СССР больше, чем предательство Беленко appeared first on Русская семерка.