рассказ молодого учителя русского языка и литературы Ульяны Андреевны Семашко о том, как справляться с конфликтными ситуациями и как правильно общаться с родителями своих учеников.
Как ты оказалась в школе?
— Поступая в педагогический университет, я понимала, что рано или поздно мне придется перешагнуть порог школы и уже не в роли ученика, а в качестве учителя. Свой педагогический путь я начала еще на четвертом курсе филологического факультета. Решила, что пора применять свои знания на практике. Но перебрав большое количество вакансий, я поняла, что идти в школу мне все-таки страшно, а вот работать онлайн в принципе ничего такого. Я прошла обучение в учебном центре онлайн-школы и приступила к индивидуальным и групповым занятиям по русскому языку. Проработала там ровно год, а вот на пятом курсе, когда началась практика, мне предложили пройти ее в 16-ой школе города Томска, но с дальнейшим трудоустройством. Я, конечно же, согласилась, мне дали пятый класс, сразу дали классное руководство и весь прошлый год я отработала классным руководителем и в этом учебном году продолжаю работать с теми же детьми, и в принципе меня все устраивает.
За год с небольшим в школе тебе приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями?
— На самом деле, мне кажется, что конфликтные ситуации с родителями, как бы это страшно не звучало, неизбежны.
За время работы в школе мне периодически приходилось сталкиваться с конфликтными родителями. Это случалось довольно часто. Была одна мама, которая не верила мне, как классному руководителю. Она пыталась всегда обвинить окружающих, не выяснив подробности в случившейся ситуации. Отсюда и недопонимание, потому что родительница не хотела идти на разговор, на примирение, на выяснение каких-то обстоятельств, а сразу всех обвиняла и считала, что она в этой ситуации права.
В моем случае недопонимание также возникало из-за того, что родители считали меня слишком молодым учителем, неопытным. Думали, что я не смогу научить их детей чему-либо, не смогу их организовать, как класс. Они чувствуют свою власть надо мной, но я старалась на это не обращать внимания и вести себя как уже взрослый сформированный человек, как личность, не поддаваясь каким-то манипуляция со стороны родителей и каким-то колким выражением и фразам. Ведь если обращать на это очень много внимания, то никаких нервов, конечно, не хватит. Ты сбежишь из школы в первый же месяц работы.
Я не поддаюсь этим провокация, меньше обращаю внимания на какие-то колкие выражения в мою сторону. По типу: "Молодые специалисты ничего не умеют. А давайте пойдем в департамент!". Родители, кстати, очень любят приплетать департамент и прокуратуру, что бы не случилось, все идут в департамент.
Бывали ли случаи, когда родители нарушали твои границы? Например, беспокоили в нерабочее время.
— На родительском собрании я сразу озвучила свои временные рамки: мы с родителями договорились не беспокоить друг друга после девяти часов вечера. Конечно, бывало такое, что и родители и дети писали мне в позднее время, в выходные дни. Но я для себя сделала такую установку: если сообщение, которое присылают дети или родители, не требует срочного ответа, то я не отвечаю. Например, домашку по математике ребенок или его родитель могут посмотреть самостоятельно в журнале. Но если я вижу, что сообщение несет в себе какую-то важную информацию, допустим, что ребенок заболел, конечно, я реагирую на это. Да, нужно всегда относиться с пониманием и уважением друг к другу.
А еще мы договорились с родителями, что я буду отвечать на сообщения, а не на звонки. Мне так удобнее. Я быстрее отвечу. Но есть некоторые родители, в частности, это были скандальные родители, конфликтные, которые могли во время урока названивать, беспокоить меня, отвлекать от рабочего процесса. Но я не брала трубки, на что потом тоже было, конечно, недовольство.
Мне написала мамочка со скандалом, она считает, что я плохо учу ее сына. А сын на самом деле ничего сам не делает, считает ворон на уроке и отвлекает других. Как быть?
— Всем нам известно, что в современном мире родители стали очень продвинутыми, они знают, как учить детей, они знают, как учитель должен проводить уроки, они знают все права, обязанности, законы. С одной стороны, это, конечно, неплохо, но с другой, это нередко вредит учебному процессу.
Да, бывают такие ситуации, когда родители считают, что учитель плохо ведет уроки, хотя в этот момент их ребенок сам ничего не делает. И поведение страдает, и учеба тоже. В таких ситуациях я как классный руководитель завожу тетрадь поведения, где предметники могут написать замечание, и потом все это я пересылаю родителям. Если такая ситуация случается на моем уроке, я предлагаю родителям посмотреть на то, как ребенок работает в тетради. Ведь тетрадь — это доказательство того, чем дети занимаются на уроке. Либо беру две тетради разных учеников и показываю на сравнении: какая работа была и что из этого всего выполнил ребенок. Еще я всегда обращаю внимание на домашнюю работу, потому что это возможность закрепить свои знания на практике. А если ребенок не выполняет домашнее задание, не выполняет требования учителя, то о каких хороших знаниях может идти речь. И, конечно же, я могу пригласить родителей на урок. Через администрацию пишу служебную записку о том, что родители хотят посетить такие-то занятия, завуч составляет расписание и родитель совместно с методистом от школы может посетить уроки для того, чтобы посмотреть, как ребенок занимается, как учитель ведет урок. Методист здесь нужен для того, чтобы проконтролировать, все ли у учителя получилось верно. И как ребенок, конечно, себя вел на уроке.
Если конфликтной ситуации не избежать, как ты ее решаешь?
— Говоря о конфликтных ситуациях, я всегда считаю, что изначально нужно пробовать решать их самостоятельно, напрямую с родителями, поскольку это и есть задача классного руководителя, непосредственная работа с родителями. Я всегда стараюсь решить конфликты самостоятельно, привести какие-то доказательства, если вдруг они нужны. Но если нам с родителями не удается найти общий язык, то я, конечно, прибегаю к помощи администрации школы. Привлекаю и социального педагога, психолога.
Но бывали такие ситуации, что нам приходилось решать конфликты с директором. Ну конечно, к этому не хочется никогда прибегать, это крайний способ. Но когда конфликт уже достиг своего пика, то нужно прийти к помощи выше стоящих членов коллектива, поскольку я как молодой специалист иногда просто нуждаюсь в этой поддержке, чтобы правильно поступить в той или иной ситуации.
Бывали случаи, когда женщина орала, просто повышала голос. И однажды, когда она снова позвонила, я поняла: или я сейчас ей скажу, чтобы она так со мной больше не разговаривала, или так будет продолжаться всегда. Но, к сожалению, она не отреагировала на мои слова и продолжила кричать. Тогда я просто положила трубку. Я поняла, что такие разговоры просто нужно прерывать. В следующие разы, когда эта мама мне звонила, я просто не брала от нее трубки, потому что знала, что все будет так же: крики, повышенный тон, нецензурная лексика. Даю совет молодым педагогам: если у вас есть родитель, который кричит, повышает на вас голос, выражается в ваш адрес, просто не берите от него трубки. Скажите, что вы будете общаться исключительно сообщениями, либо приглашайте таких родителей в школу для разговора у директора в приемной. Мне это всегда помогало.
Какие еще "скользкие" ситуации у тебя возникали с родителями?
— Когда моему классу назначили нового учителя по математике. Это был молодой парень, тоже только пришел из университета, и родители начали возмущаться. Делали они это в общей беседе, где есть я как классный руководитель. Родители разделились на два лагеря, скажем так. Одни осуждали молодых педагогов, говорили, что они ничему не могут научить, что учителя по математике и по русскому языку должны быть опытные, определенного возраста, не моложе 35 лет. Но, к счастью, были и другие родители, которые защищали, делали замечания тем, кто некультурно вел себя. Они говорили: "Давайте радоваться тому, что у нас вообще есть учителя, потому что сейчас напряженная ситуация с кадрами педагогическими. Да, они только пришли работать, но это не значит, что они плохие, что не могут научить, у них просто будет другой подход в обучении".
Как справляться с потоком негатива, когда ты еще совсем молодой педагог, не покрывшийся этой "броней"?
Я для себя сделала такое открытие. Раньше я не делилась ни с кем, пыталась закрыться в себе, пережить какие-то плохие моменты. Теперь же мне наоборот хочется делиться этой информацией, когда я ее поговорю, проживу, могу даже поплакать, мне становится легче. Я либо рассказываю это своим близким: своему молодому человеку, родителям, сестре. И конечно, своим близким подругам, которые являются и моими коллегами, потому что они тоже учителя, и как никто другой меня понимают в этой ситуации.
Что бы ты посоветовала своим коллегам — молодым педагогам?
Молодым педагогам хочу дать один совет. Ничего не бойтесь. Не бойтесь ошибаться, не бойтесь выстраивать какие-то новые планы на свою жизнь, не бойтесь двигаться вперед. Не бойтесь конфликтов, которые будут, потому что в жизни не бывает без конфликтов. Не бойтесь родителей, потому что они такие же люди, как и вы. Да, бывают родители скандальные. Да, бывают родители, которым нравится сам процесс конфликта, но из любой ситуации можно найти выход. Не существует безвыходных ситуаций. Хочу сказать одно — не считайте себя ребенком. Если бы младшие родителей вашего класса, это не значит, что они не должны вас уважать. Вы наравне. Вы взрослые люди и должны себя не занижать, а поставить себе определенную планку и стремиться к лучшему.