Найти тему

16 сентября 1988 г. в прокат вышел фильм "АССА", саундтрэк к которому стал эталонным срезом эпохи перестроечного русского рока

Источник: kinosoundtrack.com
Источник: kinosoundtrack.com

жанр саундтрэка: русский рок, синти-поп, электронная музыка, новая волна

главные композиции: Ю. Чернавский и "Весёлые ребята" - "Здравствуй, мальчик Бананан", А. Синицын и "Союз композиторов" - "ВВС", Аквариум - "Мочалкин блюз", "Старик Козлодоев", "Город золотой", Браво - "Чудесная страна", Кино - "Перемен"

Саундтрэк к фильму вышел на год раньше, чем сам фильм, и мгновенно стал хитом, одним из символов расцвета русского рока в его "перестроичный" период. Лично я сам фильм посмотрел впервые в уже осознанном возрасте, но пластинка с музыкой к "АССе" была приобретена в моей семье сразу же после выхода, когда мне был всего один год (в 1987 г.), и стала моим первым знакомством ещё с пелёнок с понятием "русский рок". До сих пор она остаётся у меня в любимых русскоязычных альбомах единственным представителем перестроичного русского рока.

Этот саундтрэк мне сложно оценивать с объективной стороны, отрешаясь от его хитовости своего времени и своему отношению к русскому року в общем. Я сам никогда не был ярым любителем классического перестроичного русского рока, но некая магия, атмосфера и бунтарский дух своего времени, которые полностью отобразились в этом, на первый взгляд, совершенно странном сборнике абсолютно не вяжущихся друг с другом песен, меня до сих пор завораживает. В раннем детстве это был единственный представитель русского рока среди музыки в доме моей семьи, одна из любимых пластинок, а после просмотра самого фильма когда-то саундтрэк "вернулся" в мои фавориты.

Отрывать музыку от самого фильма сложно, поскольку все эти песни, будучи изначально не написаны для кино, а лишь собраны для него, были специально перезаписаны для звуковой дорожки и являлись зачастую "репликами" в диалогах и сюжете.

Сам фильм я воспринимаю неким советским аналогом фильма "Забриски Пойнт" 1970 года, а режиссёра Сергея Соловьёва отождествляю с Микеланджело Антониони, который, будучи патриархом итальянской новой волны в кино 60-х, внезапно решил вписаться в совершенно неизвестную для себя английскую ("Фотоувеличение", 66 г.) и американскую ("Забрийски Пойнт") психоделическую рок-культуру, использовав в музыке к своим фильмам её известных представителей (Yardbirds, Pink Floyd и т.д.) - при этом, сами два фильма стали одним из культурных феноменов. В такой же ситуации оказался и Соловьёв, до середины 80-х мастер лирических уютных и умных философских картин (лучшая из которых на тот момент точно была "Сто дней после детства" 75 года). В один момент Соловьёв понял, что во время наступившей Перестройки его философствования оказались никому не нужны и заведомо специально снял "кинохит", совершенно не разбираясь до этого ни в русском роке, ни в молодёжных субкультурах своего времени - 80-х годов.

Когда он начал общение с Борисом Гребенщиковым (по совету от сторонних людей как с главным представителем русского рока того времени), он знать не знал, что такое Аквариум и прочее. Гребень тоже скептически отнёсся к участию в сомнительном проекте какого-то консерватора и согласился предоставить лишь несколько песен "Аквариума", но не исполняя их самостоятельно. В результате единственный голос самого Боба остался лишь на самом заезженном хите с пластинки - в балладе "Город золотой", написанной Гребнем на основе старой лютневой мелодии (историю этой стилизации под музыку эпохи Возрождения стоит в отдельную статью выносить, тут исследовать не буду это) и в песне "Плоскость". В остальных темах Аквариума ("Иду на ты", "Мочалкин блюз", "Старик Козлодоев") в фильме вокал исполняет один из главных музыкантов Ленинградского рок-клуба - скрипач Сергей Рыженко, озвучивавший в песнях фильма партии главного героя - мальчика Бананана, роль которого исполнил советский художник Сергей Бугаев (роль Соловьёв предлагал самому Гребенщекову, но тот открестился, сославшись, что был уже староват для такого персонажа).

Саундтрэк в конце концов не получился сугубо "аквариумским". Плодом полного "профанства" Соловьёва в русском роке стал факт, что остальную часть сборника "добила" совершенно несуразная на первый взгляд солянка: представители советской эстрады "Весёлые ребята" с Юрием Чернавским и старым диско-фанковым хитом ещё 83 года "Здравствуй, мальчик Бананан", электронная экспериментальная синти-поп тема "ВВС" от Союза Композиторов с Синицыным и внезапный представитель совершенно другой субкультуры - московские "возродители" стиляжьей атмосферы и бит-музыки 60-х годов - группа "Браво" с Жанной Агузаровой на вокале и песней "Чудесная страна".

В конечном итоге случился полнейший парадокс: несмотря на полный скептицизм того же Гребенщикова и на частичное несовпадение реальных субкультурных атрибутов с тем, что показал на экране Соловьёв, на волне бунтарского духа того времени саундтрэк с такими кардинально разными по духу и стилистике песнями в результате рванул, равно как и фильм, в котором режиссёр чётко отобразил остатки и отмирание старого мира и познакомил простых людей с новыми молодёжными субкультурными веяниями, пусть даже и местами надуманно. Вышло так, что все фантазёрства фильма вписались в общие тренды своего времени.

Последним "гвоздём", закрепившим успех картины и саундтрэка, оказалась финальная песня, исполненная группой "Кино" - "Перемен". Единственная песня "Кино", которую я любил и люблю до сих пор, к слову - честно признаюсь, никогда не был их фанатом. По своему тексту тема стала некоей эмоциональной кульминацией фильма, эдаким рок-манифестом и призывом к переменам, осуществляя некий эффект разорвавшейся бомбы после накопившегося чувства несправедливости после событий в кино...

Ну, конечно, это тоже получилось совершенно спонтанно и попав в нужное время и место, поскольку сам Цой изначально никакого призыва в песне ни в политическом, ни в культурном не предполагал - впоследствии он очень ругался на то, что песня после использования в фильме стала восприниматься вокруг вообще не так, как он задумывал изначально. Она была придумана и исполнена в 1985 году (собственно ещё до "перемен") на очередном фестивале Ленинградского рок-клуба, где её Соловьёв и услышал, после чего попросил Цоя не исполнять её больше нигде до премьеры фильма. Чем группа Кино и поплатилась: перед нами ярчайший пример обрастания песни легендами и мифами и последующей своей жизнью отдельно от изначальных задумок автора.

Источник: xn--80aeqbkfdubrkm8a.xn
Источник: xn--80aeqbkfdubrkm8a.xn

Но теперь из контекста фильма и времени, когда он был снят, ни песню "Перемен", ни какие другие уже не выкинешь: время и история всегда вносят свои коррективы и влияют на музыкальную культуру и искусство, как бы не хотелось их воспринимать такими, какие они есть. Выше я разместил обратную сторону обложки пластинки, где можно прочесть слово самого Соловьёва про его собственное отношение и знакомство с советским рок-андеграундом 80-х. К сожалению, этот чудесный режиссёр, один из самых моих любимых из отечественных и советских, почил чуть менее двух лет назад, в декабре 2021 года. Светлая память мастеру!

ССЫЛКА НА АЛЬБОМ ПОЛНОСТЬЮ В КОНТАКТЕ:

1987 - АССА слушать онлайн бесплатно через Музыку ВКонтакте

Другие статьи про русский рок:

Русский рок | История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта | Дзен

Другие статьи про саундтрэки к фильмам:

Саундтрэки к фильмам | История музыки в датах, заметки Питерского писателя и рок-музыканта | Дзен

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.