Учиться, учиться и ещё раз учиться. Именно эта мысль возникла в голове инспектора уголовного сыска Анвара Мельникова, когда тяжёлая пуля, преодолевшая сопротивление, созданное черепной коробкой пойманного им маньяка, вышла наружу, оставив за собой кровавый тоннель из мозгов. Как нам научиться ловить таких расчётливых и хитрых преступников, оставляющих за собой смердящий шлейф из трупов и поломанных человеческих жизней? Сколько ещё будет таких негодяев, которых мы поймаем, лишь когда список убитых женщин перевалит за десяток? Да и в конце концов, что нам ещё остаётся? Только учиться, учиться и ещё раз учиться ловить маньяков.
Вспоминать подробности того дела опытному инспектору не хотелось. Уж слишком неприятен ему был маньяк, насильник и разбойник Анатолий Викторович Уткин. Оно и не мудрено, ибо человек, совершивший десяток убийств, ещё больше изнасилований, несколько грабежей и при этом наборе заслуг продолжающий строчить прошения о помиловании в Верховный Совет РСФСР, явно не особенно много знает о раскаянии и смирении. Впрочем, на дворе стоял 1975 год, а потому о замене расстрела на ПЖ не могло идти и речи. А ведь он во всём сознался ещё на этапе предварительного следствия, проходившего в городе Ульяновск, уроженцем которого и был. Да, да, Ульяновец, из-за которого я цитирую Ульянова. Фить ха, Петросян обзавидовался бы такому чудному каламбуру. Но да не о нём. Уткин сам показывал места, где прятал тела убитых и изнасилованных жертв. Психиатрическая экспертиза доказала его вменяемость, а потому закосить под дурака не вышло бы при всём желании, и душегуб избрал тактику сотрудничества со следствием. Единственная вещь, которая смущала сотрудников органов – убийца упрямо не хотел брать на себя изнасилования маленьких девочек, коих в серии было несколько. Позднее окажется, что, давая признательные показания, Анатолий рассчитывал на снисхождение. А потому понимал, что, получив вместо ПЖ, скажем, лет 15, сидеть ему придётся в общей камере. А вы и сами знаете, что на зонах Советского периода делали с педофилами. Но как же такого изворотливого и расчётливого упыря получилось поймать?
Очень просто – последней жертвой маньяка стала его коллега, с которой он работал на заводе. Валентина Исаева трудилась кассиром и имела доступ к деньгам, а потому Уткин решил совместить приятное с полезным – убить девушку, удовлетворить животные потребности и поживиться наличностью. Но если осуществить первое и второе у Анатолия получилось, то с третьим пунктом случился затык, ибо касса предательски не хотела открываться. Горе – грабитель притащил на место преступления ведро солярки и организовал пожар. И тут в дежурную часть поступает звонок. Местный Дукалис уже бежит к УАЗику, на весь отдел слышны крики: «Андрюха, у нас труп! Возможно криминал! По коням!». Короче, всё, как полагается. Группа приезжает на место и находит там то самое ведро, которое забыл Уткин. Разбрасываться вёдрами на заводах той поры было не принято. Мало того, каждое было за кем-то закреплено. В частности, это принадлежало Анатолию, что не могло пройти мимо милиционеров. Наведались к Уткину, провели обыск. И что Вы думаете? Нашли пластмассовую куклу! Да не простую, а с украшениями и в одном жёлтом носочке. И это могло бы показаться милым, если бы эти украшения не принадлежали убитым и изнасилованным в период с 1969 по 1974 год женщинам, а носочек не был детским. Сей визит стал очень неожиданным для убийцы, а потому маньяк просрал все вербальные полимеры, не выработал верной стратегии общения и о происхождении вещдоков ничего внятного пояснить не смог.
Вообще, проблема систематического появления маньяков во всех уголках Союза особенно остро встала в период с середины 60-х годов 20 столетия. И проблема эта заключалась не столько в наличии тех самых шизов, как в полном отрицании существования оных в Священном граде на холме, именуемом СССР, со стороны высшего руководства.
Нет, оно и понятно, никто бы и не подумал выходить на площадь и орать: «Спешите видеть, на каждый миллион жителей страны в среднем приходится по 2 маньяка!», но тогда проще было найти по убийце на каждый труп, чем объявить о существовании одного маньяка, ибо это явление присуще отвратительному капиталистическому миру, а у нас тута не то что тама, понимать надо! Одно плохо – несмотря на идеологически верный подход к делу, люди всё равно продолжали умирать, а маньяков получалось ловить крайне скверно. Но в случае с Уткиным, всё гораздо круче, ведь он был крайне смышлёным маньяком. Только подумайте, совершив первую серию убийств, он сознательно пошёл на совершение грабежа в 1969 году. Благодаря этому, он смог благополучно сесть на три года и переждать весь ажиотаж, начавшийся среди местных милиционеров. Да, спустя 7 убитых и изнасилованных женщин, руководству стало понятно, что они имеют дело с серийником, а потому людям «на местах» дали указание поймать его в кратчайшие сроки. Почему перестали искать, не уточняется. Вполне возможно, что нашли кого-то другого, или просто успокоились, когда в 1969 году убийства прекратились. Что самое характерное, ныне рассекреченные документы не позволяют нормально установить мотивы Уткина. Никто и не был заинтересован в том, чтобы изучить поведение убийцы, понять причины совершённых им деяний, осознать, как формировалась его личность. Видя материалы дела, мы буквально можем лишь прийти к выводу: ранее не судим, работал шофёром, характеризовался положительно, в один момент во время очередного рейса вдруг взял и убил девочку шести лет, совершил акт некрофилии и оставил себе на память её часики. Но я всё же попробую раскрыть его личность чуть подробнее. Нам известно, что Уткин родился в 1942 году и что его мать пыталась прервать беременность. Связано это было с тем, что отец мальчика, являвшийся фронтовиком, заподозрил жену в измене. То есть возможно мы имеем дело с семьёй, в которой мать не любила сына, а отец, зачерствевший за время войны, и вовсе не считал Толю своим ребёнком. Вот тут уже налицо какая никакая среда для формирования личности маньяка. Но, повторюсь, тогда это никому было не надо. Станет надо в конце 80-х, когда общий счёт жертв всего трёх таких же «образцовых граждан Союза» с идеальными характеристиками единомоментно перевалит за 150. Будет уже поздно, но систему начнут строить практически с нуля. Тогда они ещё не знали, что она рухнет вместе с Союзом всего спустя пару лет. Впрочем, это уже совсем другая история.
И традиционно, если Вы хотите поддержать моё творчество - подписывайтесь и ставьте плюсы. Это меня очень мотивирует. До новых встреч!