Найти тему
Полина Алексеевна

Проблема идентичности личности в подростковом возасте

Подростковый возраст – это этап в развитии человека, переходный период между детством и взрослостью. Разные авторы определяют разные границы подросткового возраста в зависимости от региона проживания, культурных и ценностных характеристик, а также пола. Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, подростки – это лица в возрасте от 10 до 19 лет, где 10 – 14 лет – ранний подростковый возраст, а 15 – 19 лет – поздний подростковый возраст.

Развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включая изменения в размерах тела и видимые структурные и скелетные изменения. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровоток, оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему, определяя наступление полового созревания. Выражается неравномерное созревание различных органических систем. В системе кровообращения – мышечная ткань сердца опережает скорость роста кровеносных сосудов в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не поспевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз.

Интенсивный рост достигает своего пика у девочек примерно в возрасте 12 лет, а у мальчиков – около 14 лет. Принимая во внимание индивидуальные различия в темпах роста, можно утверждать, что значительные физические изменения осуществляются на протяжении всего периода 10-15 лет. Темпы роста у мальчиков и девочек отличаются. Средний мальчик немного выше средней девочки, пока не пройдет период интенсивного роста. В период от 11 до 13 лет среднестатистическая девочка может стать выше, тяжелее и сильнее обычного мальчика.

Повышенный рост и непропорциональное развитие заставляют подростков чувствовать себя неловко и дискомфортно. Как мальчики, так и девочки испытывают тревогу, беспокойство по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.

Физическое развитие подростков осуществляется в соответствии с определёнными закономерностями и последовательностью изменений, но темпы и характер роста индивидуальны для каждого подростками.

Важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы.

Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями, однако около 80% мальчиков и 90% девочек достигают половой зрелости к 14 годам.

Для подростков характерны тревога, эмоциональное напряжение в результате переживания физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредоточиться на учебной деятельности.

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Для нее характерны: беспокойство, тревожность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимном общении, он испытывает чувство любви, мечтает и т.д.

В указанном контексте происходит смена ведущей деятельности. В подростковом возрасте играет роль социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л.И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Существенно меняется “сфера значимого”, появляется интерес к интимному миру взрослых.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте - одна из наиболее динамично развивающихся психологических структур.

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознательности являются личностные качества, связанные в первую очередь с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного периода.

Чрезвычайно важным компонентом самосознания является самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков в возрасте 12-14 лет наблюдается значительное снижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.

Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте полноценные дружеские отношения формируются на фоне повышенной активности в социальном взаимодействии. Благодаря тесной дружбе, которая возникает примерно в возрасте 12 лет и старше, снижается тревожность, развивается чувство коллективизма и улучшаются коммуникативные навыки. Мальчики, как правило, собираются в группы и имеют широкую сеть дружеских связей, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с 1 или 2 друзьями. В дружеском общении девушки более откровенны, больше доверяют своим друзьям и предпочитают более интенсивное взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше беспокоятся о характере общения.

Подростки переключают свое внимание с отношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями основных стандартов в поведении. Группа сверстников начинает выступать в качестве основного источника информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки считают, что поддержание тесных отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения сверстников. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, часто формируются под влиянием сверстников.

Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих изменений. Подростки постоянно сравнивают свои физические и социальные характеристики с характеристиками сверстников. Подростки, отличающиеся от сверстников темпами или характером развития, могут быть единственными, кто замечает эти отличия. Однако подобные оценки могут существенно влиять на формирование представлений о себе.

Подростки все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых.

В своем стремлении к независимости, подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.

Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие. У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.

В целом у значительного числа подростков отношения дисгармонизированны в той или иной степени. Это взаимное непониманием с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире. Отношения подростков с окружающим миром и обществом спонтанны, неконструктивны, незрелы.

Самосознание является одним из основных элементов личности, который регулирует поведения и деятельность человека, а также является следствием долгосрочного развития личности.

Как отмечают многие психологи (Л.И. Божович, А.М. Медведев, К.Н. Поливанов) именно в подростковом возрасте начинается интеграция различных идентификаций. «В подростковом возрасте – пишет К.Н. Поливанова, - встает новая задача развития – формирование целостной идентичности».

Факторы, влияющие на прохождение подросткового возраста в современных реалиях:

- Распространение Интернета и компьютерных технологий;

- Отсутствие общественного заказа на определенную желательную жизненную траекторию вырастающего подростка;

- Рост социальной напряженности;

- Изменение отношений в семье;

- «Размытая» идентичность подростка.

Воздействие этих факторов отражается на формировании у подростка собственного «Я». Формирование представлений о себе происходит на пути всего развития, но в подростковом возрасте самоопределение становится особенно острым, так как в этом возрасте подросток начинает осознавать свою индивидуальность, а также происходит переход от внешних оценок к внутренним. В период от 11 до 14 лет у подростка складывается представление о себе, что в большей степени определяет его дальнейшее поведение.

Завершая описание подросткового возраста, отметим, что данный период считается важным этапом становления, когда быстрые физические и когнитивные изменения сопровождаются немаловажными изменениями в психологической и социальной сферах. Наиболее заметными аспектами психологического развития подростков являются повышение интеллектуальных способностей и компетентности, самоопределение и формирование идентичности.

Развитие личностной и социальной идентичности зависит от сложившихся отношений с близкими людьми и если в дошкольном возрасте, как и в младшем школьном, родители и учителя считаются близкими людьми, то в подростковом периоде появляются сверстники, не редко они полностью вытесняют родителей. Взаимоотношения предполагают диалогическое взаимодействие, принятие, положительную обратную связь, внимание, а нарушение объектных отношений приводит к сбою идентичности.

Особенностью подросткового возраста является кризис идентичности, который тесно связан с кризисом смысла жизни. Кризис идентичности — это начало развития их личных взглядов на жизнь. Считается, что кризис подросткового возраста, в отличие от кризисов других периодов, является более затяжным и острым, поскольку из-за стремительных темпов физиологического и интеллектуального развития у подростков возникает большее количество таких насущных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости этого возраста. Одним из важнейших факторов, влияющих на самоидентификацию личности, считается семья. Отсутствие одного из родителей в семье рассматривается большинством исследователей как негативный фактор для эмоционального благополучия ребенка. В результате важным этапом профилактики нарушений внутреннего равновесия, вызванных кризисом идентичности, у подростков является своевременная диагностика содержательных характеристик идентичности личности.

Самоидентификация, «Я-концепция», «Я-образ» тесно связаны с самопрезентацией личности, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью социальной активности. Самопрезентация – это умение представить себя, привлечь к себе внимание, правильно сделав акцент на своих качествах. Самодостаточный человек с адекватной самооценкой может наиболее эффективно управлять впечатлениями других, человек с высокой самооценкой проявляет неадекватные способы и поведенческие реакции. Лица с низкой самооценкой не умеют правильно себя преподнести.