В драме «А если это любовь?» советского режиссера Юлия Райзмана поднимается бессмертная тема – любовь. Из века в век такое возвышенное, сокровенное, теплое чувство беспощадно разрушается серыми обстоятельствами, грубыми рамками и субъективными суждениями. Зарождение этого прекрасного состояния души – процесс создания хрустальной вазочки. Одно неосторожно сказанное слово, шутка или осуждение ставит влюблённых в уязвимое, эмоционально-шаткое положение.
В первом кадре мы как будто подходим к окну своей квартиры и видим пустой, лишенный уюта двор пятиэтажных новостроек. Перед нашими глазами появляется вопрос: « А если это любовь?». Потом мы видим школьников идущих за руку, людей спешащих, на работу и учебу. Затем мы заостряем свое внимание на школе, отдельно разглядываем юных ребят, торопящихся на занятия, и останавливаем свой взор на двери учебного заведения. Благодаря вступительной монтажной склейке Клавдии Москвиной, операторской работе Александра Харитонова и режиссерскому вопросу, мы буквально становимся частью этой киноленты, вливаемся в жизненный ритм действующих лиц. Акцент на съемке образовательного учреждения сделан не случайно, таким образом автор идеи показывает нам, что главными героями фильма станут простые школьники
Далее речь пойдет о любви. Но не о той размеренной, понятной и спокойной, а о первой, самой невозможной, самой пылкой и важной.
Завязка композиции – любовная записка, которую случайно нашла ученица десятого класса – Рита Кабалкина. Преподавательница немецкого языка Марья Павловна, посчитала, что «не только можно, но и должно» забрать у десятиклассницы письмо, прочесть его и поведать о его содержание директрисе школы и классному руководителю. На этом Марья Павловна не остановилась. Она попросила Кабалкину разузнать о том, кто имеет отношение к этому письму. Рите не удалось тайно выяснить, кто и кому написал это письмо. О загадочном послании влюбленной пары Ксени и Бори сначала узнали одноклассники, а потом родители и весь двор.
Только зарождающееся чувство десятиклассников становится объектом всеобщих обсуждений. Любовь в представлении Марьи Павловны, мамы Ксени и так называемых «баб с тазом» – что-то плоское и ничтожное. Они считают, что подростковая любовь это глупость, которая может привести только к незапланированной беременности. Их представление о мире основывается на слухах и сплетнях, им чужды переживания людей, взвешивать все за и против им попросту не дано. Этот лагерь осуждающих – люди разных профессией и статуса, но их объединяет общее одностороннее мышление. Таким образом, казалось бы, уважаемый человек – учитель немецкого языка, размышляет так же как дворовая «баба с тазом». Этих людей не спасти и не переубедить: «Проще сто раз на луну слетать, чем объяснить вот такой». Их бедный внутренний мир, мрачные догадки, обращают наивные чистые взаимоотношения десятиклассников в нечто постыдное и грязное. Ребята начинают прятаться, остерегаются каждого прохожего, им становится «противно».
В фильме остро поднимается вопрос важности первой любви. В фильме Сергея Соловьева «Сто дней после детства» первая сердечная привязанность становится памятным событием, вечным идеалом, образ которого человек хранит всю свою жизнь. С появлением первой влюбленности , в нас зарождается вера в нечто возвышенное. Фильм «А если это любовь?» показывает, что только молодые ребята могут рассуждать о нежной страсти так светло и чисто. Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» отражает важную мысль, которая заключается в том, что любить могут далеко не все. Таким умением обладают только гордые, наделенные чувством собственного достоинства люди. Из этого следует то, что человеческая глупость и дикость заключается в высмеивании, осуждении и осквернении возвышенных чувств. Жестокость взрослых проявляется в желании предостеречь молодых ребят от ошибок. Своими советами и жизненным опытом они убивают в них идеальный чистый образ первой любви. Ребята, будучи подростками, начинают относиться к любви как к чему-то ненастоящему, попросту несуществующему.
Наставления матери Ксени отразились на девочке самым печальным образом. Чувство девушки к Борису было совсем неокрепшим. Советы матери: « …у всех одно на уме», заявления : «…что, по-твоему, любовь ? только, что красивым словом называется», заставили Ксеню усомниться в искренности Бори. Вскоре девушка начинает сомневаться и в своих чувствах, прекрасное состояние души становится для нее болезненным и тяжёлым. Гнет окружающих подталкивает Ксеню на отчаянный шаг. Уязвленная собственным чувством, она пытается себя отравить. В конце фильма прежне озорная девушка, которая саркастически говорила: « …химия это же безумно интересно, превращение неорганической материи в белок», собирается переезжать к тете в Новосибирск и поступать в химический университет. Свое решение она аргументирует фразой: «Так будет лучше». На вопрос Бориса «…ты меня больше совсем не любишь?» девушка отвечает: « Не хочу я никакой любви». Важно отметить задний фон последней сцены. Стройка – олицетворяет новую жизнь, будущее. На этом фоне герои расходятся в разные стороны. Такая деталь говорит о том, что будущее героев уже никогда не станет совместным.
Действия в фильме Райзмана происходят в дневное время, это опять же указывает на то, что связь между влюбленными была абсолютно невинной. Съемка в вечернее время происходит только пред тем, как Ксеня предпринимает попытку себя отравить. Вечерние кадры характеризуют мрак, который наполняет душу бедной девушки.
Борис был уверен в своих чувствах, он ясно и уверенно говорил о них: «… я тебя очень люблю, даже не знал, что так». Он оказался выносливее своей возлюбленной. Если бы Ксеня не была так запугана, то возможно их судьба могла сложиться, как у главных героев фильма Ильи Фреза «Вам и не снилось». В фильме Фреза отношения ребят оказались сильнее внешних обстоятельств.
Главное достоинство фильма – изображение вечной проблемы. С момента выхода этого фильма на экраны, прошло уже больше восьмидесяти лет, но до сих пор в нашем обществе существуют «бабы», правда уже без таза, подростковая любовь продолжает считаться чем-то фальшивым и недопустимым, а люди по-прежнему лезут, друг другу в душу. Мастерство режиссерской и операторской работы помогает нам вспомнить то робкое чувство первой влюбленности и еще раз осознать то, какую важную роль оно играет в нашей жизни. Любовь должна жить в нас и быть сильнее обстоятельств, ведь без нее мир попросту становится плоским, серым и теряет свою необыкновенную красоту.