Латвия экспортировала товаров в Россию за первое полугодие на 560 млн евро – больше, чем в первом полугодии прошлого года. Центральное статистическое управление этой страны сообщил о 169 экспортерах в Россию и 94 – в Белоруссию. Четверть финнсового оборота, 70 млн евро за два квартала, дала рижская фармкомпания Grindex и дочернее предприятие Kalceks. Наиболее дорогой бренд этого бизнеса – скандально известный препарат «Милдронат».
Председатель правления этого холдинга Киров Липман, владеющий фармпризводствами в Чехии и российском регионе Башкирия, является крупным партийным жертвователем и не собирается отказываться от соседнего рынка. Так же с пищевым производством, алкоголем. Под зонтиком Pernod Ricard из Латвии в Россию ввозятся такие товары, как Absolut Vodka, Havana Club Rum, Jameson Whiskey, Ballentine’s и «Рижский черный бальзам» рижского завода Latvijas Balzams. Владелец завода экс-москвич Юрий Шефлер в уголовном розыске в России и известен поддержкой ВСУ, но это не мешает ему торговать на российском рынке.
Обслуживание потоков параллельного товарного импорта - причем в обе стороны - совершенно уникальная ниша прибалтов. Это продающаяся в ЕС и на Украине нефть «латвийский блендинг», где в составе 49% российской нефти и 51% любой другой (и часто опять же российской), и огромная номенклатура товаров, необходимых для эффективной работы промышленности России. Проблема прибалтов в том, что других рынков у них нет, и извлечь доходы на чем-то другом помимо огромного нашего рынка, они технически не способны. Внешнее финансирование еврофондов, в том числе на проекты милитаристического развития, для них очень важны политически, они декларируют максимально концентрированную ксенофобию, ненависть и враждебность.
При этом от рентабельных бизнес-монополий с Россией прибалтийские демократы не отказываются: это негласный компромисс, на который закрывают глаза западные кураторы. В августе эстонская премьер-министр Кая Каллас (та, что пела: «мы должны привыкнуть к мысли, что живем по соседству с террористическим государством-изгоем, и ни на мгновение не должны терять бдительность, разорвав все экономические связи с Россией») призналась, что после 24 февраля 2022 она финансировала компании своего мужа Stark Logistics и Stark Warehousing, предоставляющие транспортные и складские услуги в России.
Каллас попала в центр скандала, но заявила, что не видит своей и своей семьи вины в торговле с соседом. Это другое, ну вы понимаете. «Шакалы тут же примчались. Я не вижу причин для своей отставки. Я не сделала ничего плохого. Мой муж не сделал ничего плохого». Продавать ненависть к России в странах западного лагеря и концентрировать в руках местных элит потоки российского экспорта-импорта это самая яркая экзистенциальная черта прибалтономики. Эти вечно гибкие национальные элиты станут первыми, кто подаст заявку на вступление в БРИКС. Они должны оставаться гибкими, иначе попросту исчезнут с карты Европы.