С одной стороны, это загадочная страна, давшая миру индуизм, буддизм, йогу, санскрит, великих математиков, философов и знания о медицине и астрономии. С другой — небогатая, социально отсталая, импортозависимая и демографически проблемная. Каково там жить славянской девушке, и выяснила «МП» в ходе разговора с Натальей Лунгиной.
— Наталья, как вы, уроженка Твери, оказались в Индии?
— Первый раз я побывала там на отдыхе еще в 2014 году, где и познакомилась с мужем. Он тоже из России, но очень любил ездить отдыхать на Гоа, в тот год был уже его четвертый приезд. Когда мы поженились, я перебралась к мужу в Казань, но разговоры о переезде в экзотическую страну мы затевали, еще будучи незамужней парой. Поменять страну нам не составило труда. Мой муж работает дистанционно, а я мастер ногтевого сервиса и при желании каких-никаких клиентов всегда могу найти. Мы тщательно изучали Индию, прежде чем переехать, общались с русскими, которые уже переехали в эту страну, и в конце концов выбрали Дели. Подходящий вариант жилья удалось найти дистанционно. За двухкомнатную квартиру в спальном районе в жилом комплексе мы платили 25 тысяч рублей ($265). При необходимости можно арендовать апартаменты за 15 — 20 тысяч рублей ($159 — 211), однако условия там значительно хуже.
На льготную медицину в Индии может рассчитывать даже турист без страховки. В среднем визит к доктору стоит до $10. Но государственные больницы плохо оборудованы и очереди к врачам могут растянуться на целый день.
— Какая она для вас — Индия? Какое впечатление произвела по приезде?
– Эту страну можно в чем-то сравнить с Россией или с целой Европой. Здесь Западная Бенгалия отличается от Гоа, примерно так же, как Финляндия от Португалии или Сочи от Иркутска. Здесь можно услышать разные языки — в Индии сотни наречий и тысячи диалектов. Люди из разных регионов общаются на английском, потому что иначе друг друга не поймут. По приезде меня сильно удивило отношение к белокожим: для индийцев абсолютная норма подойти и попросить сделать фото или даже потрогать. Про личные границы в Индии тоже ничего не слышали, прохожие могут пристать, даже когда ты ешь в уличном кафе или разговариваешь по телефону. Все дело в том, что для индусов люди с белой кожей олицетворяют принадлежность к высокой касте, они близки к богам по природе своего происхождения. Но поскольку иностранцы находятся вне кастовой системы индусов, то эта околобожественная сущность стирается, но некий трепет все же остается. Я помню, как однажды ко мне подошла индуска и вручила мне своего маленького ребеночка с просьбой благословить, а в другой раз я случайно оказалась в магазине рядом с остановкой школьного автобуса. Видимо, детей привезли на экскурсию совсем из далеких мест, потому что они меня обступили, стали рассматривать и просить пожать руку каждому! Невероятное счастье для детей здесь — это если настоящий белый человек им подарит любую свою мелочь вроде ручки или брелока. Они не будут ей писать или вешать на ключи, но будут относиться к вещи трепетно и хвастаться перед одноклассниками или родственниками.
— Правда ли, что об индийцах только и говорят, что они «торгаши» и пытаются всячески нажиться на туристах?
— Хочу предупредить туристов: встречая индийцев где-то в туристическом Гоа, не делайте выводы обо всей нации. Отношение к приезжим здесь строится на интересе заработать, потому как туристы — один из основных источников заработка. Но это все равно не так навязчиво, как в Турции или Египте. Индийцы не видят ничего плохого в заработке денег. В традиции индуизма человек должен пройти четыре ступени, после чего достичь освобождения: кама — удовлетворение желаний, артха — зарабатывание денег, дхарма — духовный рост, мокша — освобождение. Вторая ступень означает: человек не считается плохим, если он хочет получить прибыль.
Когда я была туристкой в Индии и когда стала там жить, начала иначе смотреть на процесс продажи каких-то сувениров — как на игру. Продавец местной лавки Ииска сам мне говорил, что называет тысячу даже не рассчитывая продать товар за эту цену, а надеясь сторговаться до приемлемой для обеих сторон. Индиец получает удовольствие от процесса, а мы при слове «тысяча» разворачиваемся и уходим, даже не вступая в игру.
Если город не туристический и к тому же небольшой, то местные зачастую открытые и доброжелательные, и не удивительно: ведь гость в семье – это от бога, и отношение к нему соответствующее. Поколение постарше особенно любит русских, и при упоминании о своей нации я не раз слышала: «О, хинди руси бхай бхай!» («Индийцы и русские — братья»). Это лозунг советско-индийской дружбы, который был популярен в 1950–1980-е годы.
Роды в Индии: почему узнать пол ребенка уголовно наказуемо
— У вас не было опасений по поводу родов в чужой стране?
— Начать нужно с того, что Индия — страна с высоким уровнем рождаемости неспроста. Здесь не только медики высокого уровня, но и в социальном смысле к беременным относятся по-особенному: в кафе могут угостить чем-то вкусным, когда видят живот, а в торговых центрах охранники могут принести стульчик и напиток. Поэтому, когда несколько тестов на беременность показали две полоски, мы с мужем не сомневались и стали выбирать роддом.
— С каким самым поразительным фактом касательно беременности вы столкнулись в Индии?
— Совершенно точно скажу, что самое необычное — это запрет сделать УЗИ на определение пола будущего ребенка. В Индии за это могут даже посадить в тюрьму, а связано это с селективными абортами: нередко семьи, узнав, что у них родится девочка, прерывали беременность. Девочки в семье — это невыгодно, их дороже содержать и для них нужно готовить дорогое приданое. Власти очень долго решали проблему подпольных и небезопасных абортов, в результате приняли такой закон.
— Некоторые знакомые спрашивали, как я могла переехать в такую «грязь», а я отвечала, что красота в глазах смотрящего и что цивилизации, которой более пяти тысяч лет, есть на что еще обратить внимание, — Наталья Лунгина.
— Расскажите, как прошли роды?
— Процесс самих родов пошел не по плану, у меня не было раскрытия, и даже стимулирующий укол не смог этого исправить, поэтому врачи приняли решение проводить экстренное кесарево сечение под эпидуральной анестезией. В Индии на всех родах, вне зависимости от естественных или кесарева, присутствуют анестезиолог, акушер, ассистент врача, неонатолог и несколько стажеров, которых обучают на практике. В многомиллионной Индии в порядке вещей, что даже на родах присутствует целая семья, а у меня был только муж. У девушки из соседней палаты в коридоре была группа поддержки из 11 человек. Правда, не знаю, насколько мы меня такое присутствие подбодрило бы. На протяжении всего времени моего пребывания в клинике каждый входящий в палату работник,от дежурного врача до уборщицы, задавал вопрос: «Вы что, одна? А где же ваша семья?». Еще и спрашивали таким грустным-грустным голосом.
Думаю, что мои роды прошли успешно благодаря работе высококвалифицированных врачей и вниманию всего персонала больницы. Еще мне очень понравилось, что смогла быть с ребенком максимальное количество времени.
За пребывание в клинике в течение трех дней с учетом родов мы заплатили 280 тысяч рупий ($3300). Сумма немаленькая и по индийским, и по российским меркам, но, поскольку мы рожали не в родной стране, хотели максимально себя обезопасить высококвалифицированными врачами и подобающим уходом.
Автор: Иван Шлапунов