В конце прошлого века по странам, которые имели доступ к ключевым морским торговым путям, прокатилась целая череда военных интервенций и цветных революций. Напомним, что первой стала «бульдозерная» Югoславия. Именно массовые протесты и беспорядки (в последующем со сменой власти или и вовсе исчезновением страны) стали предпосылкой к эпохе логистического доминирования западных стран. Страны Еврoсоюза и их союзники взяли контроль над всеми ключевыми проливами мира от Латинской Амeрики до Австралии. Однако в новом десятилетии всё переворачивается с ног на голову, и виной тому БРИКС. Как союз занял ключевые торговые маршруты и как на это отреагировали в Вашингтоне? Расскажем далее.
Перекрёсток семи дорог
За присоединением 6 стран к БРИКС (Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Эфиопия) многие так и не заметили главного. Тысячелетия человеческой истории империи и цивилизации рождались и умирали в местах пересечения с торговыми путями. Шелковый путь, Дорога Специй, Путь Благовоний, Олова, Янтаря, Чая — все эти великие торговые маршруты до сих пор остаются артериями, обеспечивающими развитие человечества, несмотря на то, что очень часто остаются обделёнными вниманием. И на самом деле, не сомневайтесь, всё остаётся ровно так же, только бал правят другие:
«Страны были выбраны по географическому принципу. Предпочтение также отдавалось членам G20. Из пяти стран, которые были одобрены для вступления в БРИКС, в «Большую двадцатку» входят две — Аргентина и Саудовская Аравия», — по данным UOL.
С момента освоения морской логистики в тени остаётся и Южный морской путь, через который ведётся большая часть международной морской торговли. И вот, египетские власти решили не оставаться в тени Вашингтона, военно-морской флот которого контролирует Суэцкий канал, и присоединиться к БРИКС.
Не остался без внимания и Баб-эль-Мандебский пролив, который расположен до Суэцкого канала, по пути из Азии в Европу. Через эти ключевые точки идут бесконечным потоком товары из Европы в Азию и в обратном направлении. Это самый короткий путь между континентами. Поэтому включение Египта, Саудовской Аравии и Ирана в состав БРИКС фактически делает Суэцкий канал и Персидский залив внутренними водами стран БРИКС. К чему это может привести?
Конечно же, к вытеснению из указанных вод боевых кораблей стран «Большой семерки». Тут стоит отметить, что после расширения БРИКС на долю стран из этого блока будет приходиться 45% от всех разведанных запасов нефти и 80% от общемировой добычи чёрного золота. Но и это ещё не всё.
«Между Российской Федерацией и Ираном было подписано соглашение о строительстве к 2025 году 162 км участка железной дороги Решт — Астара, который должен стать частью транспортного коридора «Север — Юг» — глобального инфраструктурного проекта», — сообщает РБК.
Напомним про международный транспортный коридор «Север-Юг», который соединяет Россию, Иран, Индию и, как недавно выяснилось, Африку. Ключевое значение для стран данного коридора имеет контроль над Ормузским проливом, в который слишком часто заходят американские боевые корабли (теперь будут заходить пореже).
Кроме того, благодаря включению Аргентины в состав БРИКС, союз сможет установить контроль над Магеллановым проливом (через который ежегодно проходит до 2 тысяч судов), а ещё:
«Руководитель департамента энергетики Аргентины Дарио Мартинес заявил об установлении рекорда в июне по добыче сланцевого газа. Выработка составила 78 миллионов кубометров в сутки», — пишут «Новые Известия».
Кажется, БРИКС уходит в отрыв, обгоняя коллективный Запад на скорости, близкой к скорости звука. Тем не менее это лишь первый ход. Что же ждёт на горизонте событий?
Возрождение вечных путей
Присоединиться к БРИКС вдруг ускоренными темпами вознамерилась Индонезия:
«Индонезия выделяет четыре коридора для проекта «Один пояс, один путь». Они находятся в провинциях Северная Суматра, Северный Калимантан, Северный Сулавеси и на знаменитом острове Бали. Общая численность населения этих четырёх провинций составляет более 30 млн человек», — сказал министр, выступая на форуме.
«Один пояс — один путь» — это реплика Китая на свой старый добрый Шёлковый путь (не зря мы говорили, что великие торговые пути актуальны и по сей день). Такая программа соединения Азии с Африкой и Европой через сухопутные и морские маршруты с целью углубления региональной интеграции, развития торговли и стимулирования экономического роста.
БРИКС привлекателен для разных стран — в частности, для Индонезии, которая хочет получать выгоду и от БРИКС, и от Запада, — благодаря тому, что объединение не позиционирует себя как направленное против Запада:
«БРИКС — это объединение нового типа в том смысле, что оно не выстраивается на принципе «ведущий — ведомый». Оно не является структурой, где отдается команда, и все берут «под козырек», как это мы сейчас наблюдаем в НАТО», — сказал Лавров в ходе пресс-конференции с главой МИД Эсватини, где он находится в рамках турне по странам Африки.
Вот и получается, что новый союз наоборот создан для развития и во имя взаимного развития, без предъявления политических требований и вмешательств во внутренние дела государства. Ибо речь исключительно об экономике. И потому идея привлекательна для стран самых разных взглядов.
В это же время БРИКС наглядно показал, что для участников западного блока вход в объединение воспрещён, о чём очень явно говорит недавний отказ президенту Франции в участии. Как на это реагирует коллективный Запад?
«Расширение БРИКС — это личное поражение для главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля», — Berliner Zeitung.
Издание отмечает, что заинтересованность десятков стран в присоединении к БРИКС должна стать тревожным сигналом для Запада:
«В то же время прием Ирана продемонстрировал, что США больше не решают, какие страны принимать в те или иные объединения, что стало еще одним признаком того, что эпоха однополярности подходит к концу», — Responsible Statecraf.
Что же остаётся Штатам? Напомним, что Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 31 мая 2023 года вышли из возглавляемых Соединенными Штатами Объединённых морских сил (ОМС). В этом альянсе состоят 38 государств, участвующих в обеспечении безопасности судоходства в водах Персидского и Аденского заливов, Красного и Аравийского морей. Такой вот здоровенный улей распотрошили на 15-м саммите БРИКС в Йоханнесбурге. Очевидно, что в долгосрочной перспективе для коллективного Запада в этом весёлого мало.
Читайте далее:
Материал создан при поддержке проекта SFERA