Найти тему

Когда образование - это «капитал» в настоящем, а когда – «инвестиция» в будущее?

Хочу попробовать описать то, как можно думать про результаты образования и их эффективность в зависимости от длительности горизонта планирования. Может быть, это немного бизнесовый или экономический подход, ну и ладно, сделаю допущение на профдеформацию, а может так кому-то и даже понятнее будет…

Для этого я бы разделил образование, конечно же, схематично на этапы «инвестиции» и «капитализации».

Что это значит? «Капиталом» буду считать то, что уже является ценностью в человеке и приносит «доход». А «инвестицией», ту часть образования, которая даст ценность и «доход» в будущем, а сейчас это можно рассматривать пока только как «расходы».

Причем если знания добываются под запрос и тут же используются, то это уже дает рост «капитализации» человека. А если это то, что он получает или приобретает на «перспективу», то это для него пока это информация, даже не знание. И будет ли она знанием, которое прирастит его «капитал», зависит от его образовательной стратегии и выбранной траектории движения в ней.

Не буду торопиться «разделять» образование, а хочу подсветить еще несколько моментов. Что кроме разделения на информацию и знание по принципу «применимости или практичности», необходимо принять во внимание и степень интереса к ней. Т.к. именно в момент появления образовательного интереса это может быть как раз тот случай, когда она может начать становиться знанием. Поддержать и помочь «промыть» об этот интерес, выйти с ним в деятельность и добыть «золото», те самые знания про себя, а в перспективе передать этот «навык старателя» человеку для самостоятельного построения своего маршрута – я и практикую.

Это одна из тех составляющих, которая и позволяет замечать и реализовывать свои идеи и делает «тренировку» авторской позиции к жизни более эффективной. А также ограждает от уподобления «тоннельному» следованию к «цели». Ведь образование человека – это процесс многовекторный. В прошлых статьях, я рассматривал его, как управленческий процесс, а сейчас пробую как производственный.

Что касается «инвестиций» в обозримое будущее, то они исчисляются «затратами» на производство знаний.

Так, например, в экономической сфере у государства или компании, значительная часть расходов на производство знаний финансируется правительством или учредителями, что даёт пользу в виде:

- дополнительных знаний, которые другие люди/сотрудники имеют уже возможность их присвоить,

- дополнительных товаров или услуг для потребления или улучшения продукта,

- перехода от условий физического труда к умственному,

- внедрение изобретений, открытий, роста производительности труда и экономики в целом.

Да, рост производительности труда в «развитых экономиках» обычно связывают с увеличением доли труда, производящего знания, и уменьшением доли физического труда. Это важно для конкурентной борьбы, где надо «бежать в два раза быстрее, чтобы куда-то попасть», а тем «кто догоняет» необходимо учитывать соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование/роботизацию, например или делать «ставку» и рисковать.

Эффективность «инвестиций» в образование характеризует отношение «затрат» на него и того «дохода», который достигается в результате его применения.

Итоговый «баланс» вообще довольно сложно измерить напрямую, так как он обладает внешними эффектами, поэтому точного механизма измерения отдачи от «инвестиций» в образование пока нет. Обычно они рассчитаны на долговременный период и не поддаются точной оценке. Если вы получаете профессию или проходите переподготовку, то считать будет полегче;-)

Но «инвестировать» и получать выгоды по аналогии с экономической сферой нужно. Во-первых, создавая «свою картину мира», расширяя её, переставляя какие-то части затем местами, чтобы опять сложить – так инновации и происходят, но ведь это процесс не быстрый, а времени помыслить об этом «потом» всё меньше… Во-вторых, так как будущее хоть и не определено, но тренды видны уже сейчас. Например, создавать новые «товары и услуги» - это тренд быть «разработчиком» своей жизни, который не ждет, когда ему дадут работу или не выбирает из того, что ему мало подходит, а сам создает деятельность для себя.

А что касается знаний, которые можно использовать, то развитие такого процесса производства «своих/о себе», а значит релевантных на 100%, знаний указывает на связь с «положительным балансом» уже сразу. "Ставка" на себя это самая верная стратегия для "автора". Так, например, пробы как элемент этапа «инвестирования», которые быстро становятся «капиталом» без длительного пути к достижению. Позже буду писать об этом подробнее.

Если вам были полезны или интересны мои мысли, то поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие ;-)

Чтобы не торопиться меня понять по одной статье – прочитайте предыдущие.

Если на сопровождение образовательной/карьерной или родительской стратегии есть запрос или вопрос, напишите мне…

В следующих статьях продолжу ставить "продвигающие" вопросы...