Найти в Дзене

Плата есть за всё и Господни пути неисповедимы

https://ethnomir.ru/upload/medialibrary/a32/ouses.jpg
https://ethnomir.ru/upload/medialibrary/a32/ouses.jpg

6. Завод только начинал строиться, мы жили в вагончиках. Всё опостылело. В один из выходных взял лыжи и отправился, куда глаза глядят. Ребята отговаривали, по метеосводке к вечеру должна начаться пурга, но я всё равно ушёл. Нёсся, как угорелый, как будто от погони убегал, а тоска за мной гналась. Наверное, пытался от себя убежать.

Сколько времени прошло, не знаю, позёмка уже разыгрывалась и следы заметало быстро. Со мной увязалась лайка приблудная, она около месяца жила у вагончика, Приблудкой так её и прозвали. Мы с ней подружились, как два одиноких, тоскующих сердца.

День уже клонился к вечеру. Не понимаю, как у меня сил хватило без остановки целый день бежать. Действительно, когда ум в отключке, высвобождается внутренний резерв, а он говорят безграничный.
Съезжая с лесистого пригорка, наткнулся то ли на пенёк, то ли на поваленное дерево, под снегом не видно. Лыжа сломалась, я хотел встать, но пронзила адская боль, в глазах стало темно. Понял, что сломал ногу, или в лучшем случае хороший вывих получил. Ну, думаю, всё, кончится моя тоска, да оно и к лучшему. Вспомнились слова из народной песни: «Извела меня моя кручина, подколодная змея» …

Лежу на снегу, Приблудка сидит и как-то горестно смотрит на меня. «Ну вот и конец мне дураку приходит, – гладя ее, разговаривал я с собакой, – только бы замёрзнуть поскорей». Слушала она меня, слушала, потом сорвалась резко и унеслась. Ну вот и Приблудка меня оставила, совсем один остался. Слышу неистовый лай, ну думаю, волки или ещё какой зверь, хоть бы успеть совсем замёрзнуть. Всё стихло, лай умолк, видимо я отключился.

Очнулся в чуме шамана. Крепко затянутая нога побаливала, а в голове проносились мысли: «Это тебе за твою дурь, за твои обиды, за твою гордыню, за твою мягкотелость. Вот тебе наказание за всё. Лежи теперь, может мозги в другую сторону повернутся», – бичевал я себя.

Да, мы за всё платим, за все свои неправедные поступки. Ну раз Бог не дал погибнуть, значит я ещё могу настоящим человеком стать, что-то исправить, доброе, достойное для людей сделать. Пути Господни неисповедимы, что Бог не делает, всё к лучшему, – рассуждал я. Мои мысли прервал, вошедший в чум мужчина. В отличии от местного населения, он был высокого роста и голубоглазый.
- Ну что, сын Солнечного Шамана, сюда вернулся? Ну вот и хорошо. Нога быстро срастётся, а ты собаку благодари, а то бы не вернулся сюда.

Почувствовав мою озадаченность, добавил, показав рукой вверх: «оттуда сюда», – как я понял, с того света на этот. Я выпил предложенный мне напиток и вскоре нога перестала так сильно ныть.

Шамана звали Хакасий. Он рассказал, что собака убежала, почуяв людей и стала громко лаять. Тот лай услышали оленеводы, возвращавшиеся с осмотра оленьих стад и направились на собачий зов - общаясь с малых лет с собаками, северные народы хорошо их понимают. Так Приблудка привела мне помощь.

Как оказалось, я трое суток провалялся без сознания, обморожены были руки и ноги. Здесь применялись свои средства лечения, чем постоянно мазали тело не знаю, но видимо эти снадобья обезболивали и заживляли, благодаря им остались в целостности мои конечности.

Шаман рассказывал о себе.
- Мой отец был русским, в годы войны, его раненого летчика подобрали местные жители. Как он попал сюда, один Солнечный Шаман знает. Долго боролись за его жизнь и всё-таки удалось спасти. Понравилась ему дочь здешнего шамана, женился на ней, да так и остался в этих местах жить. Вот и я здесь родился, вырос и живу. Дед шаман позднее мне своё искусство передал и когда он век доживал, Солнечный Шаман к себе его призвал. Родители не очень давно ушли, может и я век проживу, искусство надо передать, тогда и уходить можно.

- А есть кому?
- Потихоньку передаю девочке правда, сына то у меня нет. На то видимо Воля Его, – он показал рукой вверх, – она хорошей шаманкой будет.

На вопрос о возрасте, ответил:
- Скоро и до века доживу. Дело то не в годах, а в светлом уме, сильном Духе, да здоровом теле. А тело здоровое будет, когда ум светлый, да Дух сильный – без этого тело хиреет. И ещё дела любого бояться не надо.

По-русски он говорил хорошо, хотя и с небольшим акцентом. Я общался в основном с Хакасием, да иногда ребятишки забегали. Про Бога он особо не рассказывал, а когда я спросил про Солнечного Шамана, он объяснил так:
- Есть главный Шаман, который создал весь мир и людей тоже. Он хозяин всего мира и за всеми и всем следит. Строгий, но добрый, за добрые дела одарит, за плохие наказывает. Его правило: дружно всем людям нужно жить, любовь и радость дарить и помогать друг другу. Кто Его Правила не выполняют, он три раза прощает, но каждый раз новые задания человеку даёт, чтобы человек их выполнил, значит исправился. А если человек всё равно не меняется, тогда он ненастоящий и недостоин человеком быть.

В разговоре объяснил произошедшее со мной, это Солнечный Шаман наказал за то, что напрасно красивую девушку обидел, поверил ненастоящему плохому человеку, а сердце своё не спросил. Чтоб три раза не давать мне новые задания, сразу ударил по рукам и ногам.

Потом сообщили на стройку, где меня считали уже погибшим. Когда выяснилось где я, приехали мои новые друзья. Они привезли продукты, игрушки, книжки детские и многое для детского творчества.
Дети учились в школе-интернате в оленеводческом посёлке. На время каникул обычно их привозили домой, в стойбище оленеводов. А малышня находилась здесь постоянно с родителями. Маленькие ребятишки, одетые в одежду из оленьих шкур до пят и в таких же шапках и унтах, походили на шарики. Из-под шапки торчали чёрные, смешливо-любопытные глазёнки, носы и улыбка. Такими я их запомнил.

Хакасий объявил, что я остаюсь у него, пока руки и ноги добрыми не будут и нога целой. А я и не противился, было здесь интересно, шаман рассказывал об укладе жизни его народа, традициях, о собаках и оленях. О Севере он говорил с особой любовью, хотя, наверное, у каждого человека в душе любовь к Родине живет. Да и ребятня развлекала меня: мы читали книжки, играли в угадайки, я частенько проигрывал на радость детям.

Одним из моих коллег на стройке был Сергей, с ним я ближе всех сошелся, он единственный знал мою историю с Машей, и я рассказал ему причину своих бед. Он засмеялся и изрек:
- Тогда правильно тебя Солнечный Шаман наказал, впредь сердце слушать будешь, прежде чем, что-то предпринять. – И уходя добавил: – Ты не расстраивайся, всякое в жизни бывает, а пути Господни неисповедимы, один Бог знает зачем и почему.
Мы распрощались.

Спустя некоторое время мне сообщили, что с «большой земли» должен прилететь самолёт. Часть взрослых уехала в посёлок встречать пассажира, остальные остались осматривать стада оленей. Руки и ноги у меня почти зажили, остался только перелом. Иногда забегала Приблудка, приветствуя радостным лаем, немного посидит, поговорит со мной, лизнёт и убежит. Так и осталась моя спасительница в чумовом посёлке.

В тот день ребята от всей души меня развлекали: то танцы северных народов показывали, то борьбу, изображали оленьи и собачьи упряжки, а я угадывал, что они показывали. Приехали взрослые из посёлка, и ребят как водой смыло. В чум вошёл Хакасий.
- С нами гость приехал, он хочет с тобой поговорить. А я по делам пошел, скоро приду.

Увидев прибывшего гостя, я растерялся до такой степени, что даже «здравствуйте» забыл сказать. Я не верил своим глазам – передо мной стояла Маша.
- Маша, ты откуда? – более дурацкого вопроса задать я не мог.
Сдерживая смех, она ответила:
- Если бы здесь была пустыня, то от верблюда, как в детстве говорили, – мы рассмеялись, напряжение спало, после этого Маша показала рукой вверх: – оттуда на парашюте свалилась.

Она подошла ко мне, обняла:
- Я всё знаю, мне Сергей написал, он предупреждал что ты понятия не имеешь об этом письме. Тогда адрес мой у него откуда?

- У нас разговора об этом не было. Уходя, Сергей только сказал, что я теперь точно не упрыгаю, но это естественно, нога сломана. А адрес твой, скорее всего, на фотографии нашел, она в рюкзаке была.

Я пристально посмотрел на Машу, и она поняла мой немой вопрос.
- Веденеев действительно был у меня, предлагал выйти замуж за него. На мой отказ, он ответил: «Ты на что надеешься, у них заявление в ЗАГС подано». Я ему не поверила и отправилась к тебе. Но ты уже рассчитался с работы и быстро уехал, так мне сказали твои коллеги. На вопрос про жену, они ответили с удивлением глядя на меня: «Да он вроде не женат и не собирался». Но увы… было поздно, ни письма, ни адреса ты не оставил. И где тебя искать?

- Вот гад! Правильно Хакасий сказал, что он ненастоящий человек.
- Бог провидец, счастье без испытаний видимо не даётся, Он убедиться должен любишь ты или не любишь.
- Это уж точно, за неумность свою расплатиться вначале нужно.
- По счетам жизненным платить надо каждому, так мне Хакасий объяснил, причину произошедшего с тобой.

- Ты надолго, Маша?
- Навсегда, год испытаний наших чувств прошёл и даже больше. Завтра едем в посёлковую больницу, я там работать буду, а ты долечиваться, – она рассмеялась: – теперь, действительно, не упрыгаешь.

Появился Хакасий, на блюде, что он принёс, была оленина, здесь её отлично готовят и чай какой-то особый из местных трав. Пожелав нам светлой ночи, вернее, светлых снов, ушёл в другой чум. Маша осталась у меня, и мы проговорили всю ночь, а утром за нами прибыл вездеход.

В посёлке мы расписались. Маша трудилась в больнице, а я остался работать на заводе, который воздвигался недалеко от посёлка и на выходные приезжал к ней. Позднее посёлок соединился с городком заводчан, и мы больше не разлучались. Там же родились у нас дети, сын стал строителем, а дочь программистом. Шесть лет назад мы с женой вернулись в Южно-Каменск, а дети остались на Севере.

С тех пор я и меряю людей меркой Солнечного Шамана – настоящий или ненастоящий человек. Слава Богу на моём веку настоящих намного больше встречалось. Это сейчас что-то с людьми творится, подлецов много развелось. Откуда берутся, люди что ли перерождаются?

- Алексей Михайлович, а со своим бывшим другом Александром вы встречались?

- Да! Думал встречу, точно вмажу как следует. А встретил, кроме жалости к человеку не было ничего. Народ у нас в России мудрый, на всё есть пословицы, а в случае с Веденеевым можно сказать: «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь». Не сложилась у него жизнь. Сашка славу любил, да перед другими покрасоваться, а вот трудиться не очень, работа ни та, ни другая все не устраивала. В то время женат был, две девочки подрастали, а вот счастья к нему так и не пришло. Наверное, Машу он действительно любил, а другого человека снова полюбить, сам знаешь, сложно. Где он сейчас и что с ним, не знаю. Лет десять назад одна из однокурсниц сказала, что со здоровьем у него проблемы – диабет прогрессирует.

- Получается, что Александр задание Солнечного Шамана не выполнил?

- Наверное. Полночь уже, пошли-ка спать, а то зорьку проспим.