1 февраля 1943 г. дешифровальная служба Армии США начала работу по взлому советских дипломатических и разведывательных шифров.
Сегодня этот проект известен как операция «Venona», хотя на протяжении своей истории имел и другие названия (Jade, Bride, Drug). До его окончания в 1980 г было расшифровано порядка 3000 телеграмм (официальные данные).
Советской разведке были нанесены невосполнимые потери. Клаус Фукс, Гарри Голд, Дэвид и Рут Грингласс, Теодор Холл, Уильям Перл, супруги Розенберг, Каридад Меркадер, Пабло Неруда, Гай Берджес, Дональд Маклин, Ким Филби, Гарри Уайт далеко не полный перечень выявленных советских агентов.
Некоторых из них ждала трагическая судьба.
20 декабря 1946 года г-н Гарднер обнаружил, что в сообщении 1944 года содержался список ведущих ученых Манхэттенского проекта, в рамках которого была разработана атомная бомба.
Спустя несколько месяцев работы г-на Гарднера и его коллег была обнаружена ссылка на агента под кодовым именем «Либерал», у которого была жена по имени Этель.
Первые сообщения о работе американцев по дешифровке сообщений советская разведка получила в 1944 г.
Ким Филби в период 1949-1951 гг. неоднократно бывал в Арлингтон-Холл и регулярно получал резюме расшифровок «Веноны». Более того с 1945 г. там работал и советский агент Б. Вейсбанд.
Однако ничего сделать было нельзя, в лучшем случае предупредить агентов о надвигающейся опасности. Такое вот подтверждение старой истины – что написано пером….
Считается, что причиной столь грандиозного провала отечественной криптографии явились случаи двойного использования перешифровальных блокнотов.
Почему так случилось- мнения историков разделились.
Советские/российские считают, что это было чуть ли не осознанное решение, вызванное сложностью доставки шифровальных блокнотов в США и необходимости срочной передачи информации по «атомному» проекту. И во всем виноват «проклятый Берия», имевший в тот период псевдоним «Петров».
Американцы выдвигают версию, что двойные гаммы были зашиты в блокноты еше на этапе их изготовления.
Обе эти версии вызывают большие сомнения. Трудно представить, что к этому времени в руководстве криптографических служб сохранились деятели, верившие в победу «революционной целесообразности» над математикой. Причем одновременно и в ГРУ, и в НКВД, и в МИДе
Возможно, стоит рассмотреть и другие причины. В то время гамма изготавливалась с помощью специального устройства «Х», представлявшего собой механический агрегат, в котором металлические шарики падали на движущуюся ленту в «случайном» порядке создавая «равновероятную» гамма-последовательность.
В 1953 г. видный советский криптограф В..Я. Козлов провел математический анализ качества изготовления гамма-последовательности.
Была доказана низкая стойкость ключевой документации, изготовленной на устройстве «Х».
Сделан очередной шаг в выполнении задачи, поставленной т. Сталиным: «Читать всех, но наши переговоры и переписку читать никто не должен!».
Следовательно, американцы имели возможность дешифровать советскую переписку методами криптоанализа.
Некоторые историки утверждают, что устройство «Х» было спроектировано и изготовлено американской фирмой и поставлено в СССР в предвоенный период. В таком случае задача Арлингтон-Холла значительно упрощалась.
В 2019 г.. в связи со столетним юбилеем создания Центра правительственной связи (GCHQ) был рассекречен ряд документов. Из них следует что английские криптографы еще в 1942 году обнаружили что в советских шифровальных блокнотах встречаются «повторы» и пользовались этим «изъяном».
В любом случае, в открытом доступе, нет достоверного объяснения причин этой катастрофы.
Побег начальника ШО советского посольства в Оттаве И. Гузенко (+109 совершенно секретных документов) по утверждению АНБ, проведению операции «Венона» никак не помог.
В то же время, в расшифровке телеграмм периода войны, большую роль сыграла кодовая книга, захваченная немцами 22 июня 1941 г. в Петсамо.
Она была найдена американцами, в ходе проведения специальной операции в Саксонии, в хранилище немецкого МИДа, буквально накануне вступления туда частей РККА.
Позже «под фотоаппараты» ее вернули Советскому Союзу, предварительно сделав копии
В любом случае Мередит Гарднер, руководитель данного проекта, занял достойное место в ряду выдающихся криптографов 20 века
После успешного завершения работы по кодировочной машине К-37 «Кристалл», в США попытались взломать шифровальную машину М-101 «Изумруд», известную на западе как «Лонгфелло». Для этого проектировалась специальная ЭВМ ERA. В 1948 г. М-101 была снята со снабжения, и работа был прекращена. Впрочем, результаты не пропали даром, для ВМС США были созданы ЭВМ «Атлас-1» и «Атлас-2».
29 октября 1948 г. ВС СССР сменили шифры, процедуры, позывные, существенно сократили радиообмен, за счет более широкого использования проводной связи. Произошло обнуление всех, ранее достигнутых западными криптографами, результатов. По традиции этот день получил название «черная пятница».
Сегодня, это событие, связывают с деятельность выше упоминавшегося Вейсбанда. Однако не стоит забывать, что это событие произошло в разгар Берлинского кризиса. Возможно, эти действия СССР (как правило предпринимающиеся в предвоенный период) должны были продемонстрировать США готовность к любому развитию событий.
Все ошибаются
Магия больших числе нередко способна затмить элементарную осторожность