Я часто вижу этот довод в блогах молодых мам. Формулируют его довольно похоже, видимо, это такое коллективное бессознательное:
Ребенка нужно отдавать в сад только тогда, когда он сможет рассказать о том, как провел время в саду. Пожаловаться, если его будут обижать.
Бывает, тут же предаются воспоминаниям, как в саду злая воспиталка заставляла есть или ставила в угол. Мол, не хочу такого своему ребенку. Но отдав его в сад рано я рискую не узнать о подобных случаях.
Я совершенно не хочу обесценивать такую картину мира, но, как человек, уже прошедший горнило садиков, хотела бы поделиться, как это выглядит на практике. Обычно не так радужно, как рисуется, пока не столкнешься.
Пока ребенок совсем маленький, ждёшь, что он пойдет. Человек прямоходящий - это звучит гордо. Но вот он пошел, и понимаешь, что принципиально ничего не изменилось. И начинаешь ждать, что он наконец, заговорит. Несомненно, именно речь делает нас в полном смысле людьми. Но речь ребенка сперва приблизительно такая же куцая и неловкая, как его первые шаги. Проходит с год, прежде чем она по лёгкости начнет быть похожей на взрослую речь. Даже те дети, которые "заговорили фразами", заговорили сперва о насущных вещах вроде кошки, которая залезла на шкаф или о том, что он, ребенок, не против посмотреть мультики. Таким образом, даже в три года - средний возраст старта полноценной речи - в сад рано, если критерием готовности ставить возможность пожаловаться.
Но, может, в четыре нормально? Может. А, может, и нет, особенно если это мальчики. Дети очень некритичны, они очень многое принимают как должное. Мой старший сын Максим начал говорить отдельные слова в два года, в три прилично доносил свои потребности, а в четыре рассказывал младшей сестре сказки. Но на вопрос: "что было сегодня в садике?" неизменно отвечал:
- Ели.
- А ещё?
- Спали.
Вот и поговорили. Я пыталась воззвать к логике: ну вот же, у вас на столе с достижениями стоят вылепленные животные. Может, вы лепили? Вы лепили зоопарк? Или пациентов доктора Айболита? Максим спохватывался, что да, что-то там лепили, но он уже и не помнит, что.
На память он не жаловался никогда, на утренники ему, традиционно, давали большие и сложные стихи, учил он их влёт. А вот не интересные дела пролетали мимо головы, не задевая мозг.
Пока Максим ходил в сад, из необычного он взахлёб делился только тем, какую новую игрушку принес в сад мерзкий Стасик.
Может, просто занятия были у него такие нудные? Не думаю. Когда в тот же сад пошла дочь, она, пока одевалась, довольно подробно пересказывала, что рисовали, что лепили, на какую тему клеили аппликацию. Эти рассказы очень любили слушать мамы мальчиков, которые в то же время забирали сыновей. Говорили, что он них толку не добьешься: только ели и спали. Я понимающе кивала.
Да и, надо сказать, воспитатели не зря шутят, что не стоит совсем уж принимать на веру то, что рассказывают дети о саде, взамен они готовы не принимать совсем уж всерьез то, что ребенок рассказывает о семье. Детское восприятие очень специфично, мелочи дети могут раздуть до вселенского масштаба. Мне доводилось видеть копеечные конфликты детей, из-за которых начинались нешуточные разборки родителей - в детском пересказе рядовая разовая ссора превращалась в систематический буллинг. Одни родители так и расплевались до выпуска, хотя их дети помирились через пару дней.
А бывает наоборот, дети не рассказывают то, что стоило бы рассказать. Дети некритичны, они многое принимают за норму, даже то, что ей однозначно не является. Где-то через год после окончания сада из Максима вдруг посыпались воспоминания. Как его часто оставляли одного в спальне, и он плакал, плакал...
- Почему же ты не рассказывал этого никогда?
- Сам не знаю. Вот правда, сейчас удивляюсь - а чего не говорил? Ты приходила, я радовался и не хотелось вспоминать неприятное.
А ведь это была последняя возрастная группа в детском саду, Максим изъяснялся более чем прилично, мог порассуждать на разные темы. Дома наказывать так его было не принято. Собственно, к шести годам с детьми и наказаний-то особо не остаётся, кроме устранения последствий своих же действий. Максим не был запуган и загнан под плинтус. А важное - не сказал. Я узнала о такой практике случайно и уже под конец учебного года.
Просто - не надейтесь вы на речь ребенка. Не панацея это. Дети любую ерунду могут раздуть до непомерных масштабов, равно как промолчать о действительно серьезных вещах.
Я не знаю, как гарантированно узнать, что ребенка обижают. Смотреть, слушать. Я, например узнала, что Максима оставляют одного просто явившись в сильно неурочное время.
Но полагаться в плане безопасности ребенка на самого ребенка - такая же безответственность, как полагаться на его соседей по шкафчику или случайных прохожих. На детей в серьезных вопросах вообще опираться не стоит, не по силам им это обычно.