Постановка по мотивам фильма «Страна глухих» - не просто для звезды шаг назад, а прыжок в пропасть.
Латвийская жизнь сбежавшей из России Хаматовой все больше напоминает водевиль. А ведь была серьезной актрисой. Народная артистка РФ, постаравшаяся побыстрее откреститься от этого звания за границей, стала в свое время лауреатом двух Государственных премий, которые просто так не дают, пользовалась всенародной любовью. Что же осталось в сухом остатке у Чулпаши, как называют ее друзья. Поначалу Хаматовой в Латвии было не до творчества. Она все больше ходила по антироссийским акциях, талдыча из раза в раз одно и то же:
- Я не смогу называть чужое горе, боль, чужую трагедию, гуманитарную катастрофу чем-то освобождающим. Я не смогу называть войну какими-то другими словами. Я боюсь возвращаться.
В Риге Чулпан уповала на режиссера Алвиса Херманиса, которого знала еще по России: в Театре наций шел его спектакль «Горбачев» с Хаматовой в главной роли. Приютил он ее и Новом Рижском театре. Правда, сразу же случилось непредвиденное. Худрук планировал звезду «Современника» на главную роль в спектакле украинского драматурга Натальи Ворожбит, но та заартачилась, заявив, что русским в своей постановке играть не даст.
Пытаясь реабилитироваться в глазах Хаматовой, Херманис задумал другой проект: в июне 2022 года в спектакле Post Scriptum Чулпан сыграла аж пять ролей. Получился своего рода манифест о том, как в России все плохо и ужасно. За вылитые на нашу страну помои актриса получила латвийскую премию «Ночь лицедеев» в номинации «Лучшая актриса». Воодушевившись, звезда готовилась выйти на сцену в постановке Gogolis. Nature Morte, однако накануне премьеры на сайте Нового Рижского театра опубликовали сообщение:
«Новый Рижский театр отменяет спектакль Gogolis. Nature Morte, потому что на этот раз не получилось. Творческая неудача. В театре (как и в жизни) это имеет тенденцию происходить время от времени».
Причина неудачи весьма проста. Чулпан так и не смогла осилить латышский язык, хотя клялась, что выучит его. Подвела администрацию театра, которая поняла, что в такой ситуации выпускать русскую актрису на сцену никак нельзя. Хаматова и раньше жаловалась на трудности с финансами, а тут с ними стала просто беда. Пришлось тащиться в Америку, где подугасшая звезда дала ряд концертов для наших эмигрантов, затем переместилась в Грузию. Но Хаматова – не муж Пугачевой, колесящий по всему миру. Вряд ли на Чулпашу пойдут в Австралии или в Новой Зеландии, поэтому она вернулась в Латвию.
Новая попытка обустроиться в Риге добавила хлопот Херманису, для которого сбежавшая из нашей страны артистка стала подобием чемодана без ручки: и тащить неудобно, и выбросить жалко. Но хитрый Алвис нашел выход. На сайте Нового Рижского театра появилось объявление:
«На 14 ноября в Малом зале НРТ запланирована премьера постановки режиссера Алвиса Херманиса «Страна глухих». Это спектакль, в котором Чулпан Хаматова на латышском языке в сценической версии вернется в снятый в 1998 году Валерием Тодоровским фильм «Страна глухих», в котором она в свое время прославилась как актриса».
Справедливости ради отметим, что картина Тодоровского для Чулпан действительно стала знаковой, вот только награды за работу собрала не Хаматова, а ее подруга и партнерша Дина Корзун. Тут есть один интересный нюанс: когда Чулпаша сбежала из России, Дина вернулась из Лондона в Россию. Ну не нравится ей «аглицкая» жизнь. А Хаматова теперь на сцене будет безмолвствовать, доказывая, что и без голоса она все равно актриса с большой буквы. Вот только с какой…