Найти тему
Марфа Сергеевна

Год прошел, как сон пустой... И снова цели и задачи на новый учебный год

Прежде чем писать новые цели и задачи, перечитала прошлогодний текст. В общем и целом стоит продолжать намеченное в прошлом году, однако акценты все же сместились и появились новые важнейшие цели и список задач для их достижения.

1. Главная моя цель в этом учебном году - создание абсолютно безопасной атмосферы на моих уроках. Мне важно, чтобы дети себя чувствовали себя спокойно и уверенно, чтобы им было комфортно и интересно. Самый простой способ, как этого достичь - не орать на детей, не срываться на них, не ругать их, не поучать, не воспитывать, не читать нотаций, не... не... не...

Достижимо ли это на 100%? Вряд ли. Я всего лишь человек, я буду срываться и буду ругаться иногда, когда мне будет плохо, когда я буду уставшей, тревожной, подавленной. Просто в начале года предупрежу детей, что в этих случаях не нужно принимать мои срывы на свой счет. Они будут иногда поступать неправильно, как и мы все, но и в этих случаях они заслуживают не порицания и наказания, а лишь поддержки и помощи. А в случае неизбежного срыва не распалять себя, а вовремя остановиться, свести все к шутке, извиниться, если уж совсем понесло. Посмотрим, как у меня будет получаться.

Следующее условие безопасности на уроках - безоценочность. Я не говорю об отметках, без них, увы, пока никуда, я говорю об оценке, которая постоянно присутствует в словах и интонациях, взглядах и жестах. В прошлом году я как-то последила за собой и ужаснулась: мои невинные фразы, сопровождающие учебный процесс, так или иначе несут какую-либо оценку, положительную или отрицательную. И убирать надо и ту, и другую. Хвалить детей надо, а вот оценивать не стоит. За хорошо выполненную работу так и похвалить: "Хорошо сделано. Все правильно". И убирать напрашивающуюся концовку: "молодец".

Говорят, что дети нуждаются в оценке, особенно положительной. Еще бы, ведь мы на нее их подсадили. Саша хорошо поработала у доски, я говорю ей: "Все правильно". Она тут же: "Я молодец?". "Ты молодец вне зависимости от того, как поработала у доски, просто молодец, умница и красавица".

Но бог с ним с этим пресловутым молодцом, не велика беда, если такая оценка будет проскакивать время от времени. Намного хуже отрицательная оценка, которая может проявляться не только в словах, но и в интонациях: сожаления, разочарования, в тоне голоса, в выражении лица. Следи за собой, будь осторожен, в общем.

2. Теперь про саму оценку, то есть отметку. Коли уж без нее никак нельзя, то пусть она будет максимально прозрачной, предсказуемой, исправимой.

Тут уж как в прошлом году: список работ на оценку, дети знают о них заранее, могут подготовиться, при неудаче пересдать. Убрать страх перед ошибкой и как следствие плохой отметкой - главная задача. А если кто-нибудь будет говорить, мол, а как они будут потом в жизни после таких тепличных условий, мой ответ таков: спокойный и уверенный в себе человек справится с любой ситуацией.

Теперь про оценки в тетрадях. В рабочих тетрадях их у меня не будет, кроме заранее оговоренных работ на оценку. Просто проверю тетради, исправлю ошибки и все. Ведь как бывает: получил ученик тетрадь, посмотрел на оценку, обрадовался или расстроился, и все, на ошибки свои уже никто не смотрит. А если нет оценки, глядишь, появится любопытство, есть ли исправления, а если есть, то какие. Если тот же осторожный будет говорить, мол, а как администрация школы или какая другая проверка будет реагировать на такие вольности, мой ответ таков: на-пле-вать.

Сочинения тоже оценивать не буду, то есть буду давать обратную связь, говорить, что было удачно, а что не очень, но ставить отметку за корявые и наивные детские тексты всегда было для меня мучением. Хватит мучать и мучаться.

3. Теперь пробежимся по классам.

6 класс отогревать и еще раз отогревать. На первосентябрьской линейке подошла к девчонкам и Коле, обняла их, они так радостно потянулись в ответ. Продолжать обнимашки, что для меня сложно и непривычно, но надо.

8 класс все с теми же проблемами, впрочем, ребята выросли и повзрослели, надеюсь будет полегче.

9 класс выпускной, уже в сентябре выездная контрольная, к которой нужно готовиться. Вполне осуществимая цель к концу года - чтобы все сдали ОГЭ на "4" и "5".

О предметах напишу попозже, нужно собраться с мыслями. Хорошо, что осилила эту часть. Продолжение следует.