На следующее дежурство вечером Аня зашла в палату.
– Как ваше здоровье? – спросила она.
– Хорошо, только лежать надоело. Домой хочу.
– Не спешите, выздоравливайте. У нас в травматологии подолгу лечат. А дома кто вас ждёт?
– Мама. Я недавно получил жильё и забрал её к себе.
– А жена, дети? Наверное, тоже соскучились?
– Нет, их ещё не было.
Они еще немного поговорили, а потом Аня засобиралась.
– Выздоравливайте, – улыбнулась она, – мне пора.
– Узнала? – спросила Ольга.
– Не женат и не был.
– Не удивительно, он странный какой-то, – засомневалась подруга.
– Да, но такой красивый и добрый, – размечталась Аня.
После выписки Татьяны Владимировна и Александр поехали на приём к Анатолию Николаевичу. Психиатр назначил обследование, после которого Татьяна Владимировна узнала, что у её сына, действительно, есть отклонения. Врач ей долго всё объяснял, охарактеризовал процессы, протекающие в организме Саши.
– Вам необходимо сделать заключение ВКК и оформить инвалидность. Скорее всего, дадут третью группу. Эта рабочая группа, поэтому парня необходимо устроить на посильный для него труд. И не говорите ему, что он инвалид, а, наоборот, поощряйте его.
Вернувшись, Татьяна Владимировна сама сходила к директору совхоза, предоставила все справки и попросила устроить сына на лёгкий труд.
– Странно, – вертел в руках справки Вячеслав Иванович. – А как он умудрился получить диплом?
– Понимаете, у него очень хорошая память, он может запомнить довольно длинные тексты из учебника и рассказать всё без запинки. Но суть прочитанного часто недопонимает. Вот и отвечал на уроках хорошо. Да и у меня, – немного смутилась женщина, – среди педагогов были знакомые. Думала, что всё образуется и наладится. Парню же жить как-то надо.
Директор задумался. Избавиться от Александра он не мог, огласка могла бы повредить карьере.
– Хорошо, успокойтесь. Я поговорю с работником и отделом кадров, что-нибудь подберём.
Татьяна Владимировна тихо вышла из конторы и побрела домой. Единственного сына было очень жаль. А он встретил её весёлым и даже что-то напевал.
– Мамочка, ты уже дома? Почему такая печальная?
– Всё хорошо, Сашенька. Скоро выйдешь на работу, но на другое место.
Директор на следующий день вызвал себе управляющего первым отделением и сказал:
– Егор Витальевич, у меня к вам дело. Учётчица на ферме когда уходит в декрет?
– Говорили через 2 недели, а что случилось?
– Ничего не случилось. Просто нужно попробовать на её место определить Александра, зоотехника, что сломал ногу.
У Егора Витальевича перехватило дыхание.
– Он не справится. Да и захочет ли на ферму? У него же диплом.
– А я настоятельно прошу вас дать парню шанс. Поработает под присмотром, там будет видно, справится или нет. Он не такой уж и безнадёжный. Мать у него очень активная женщина, говорит, что выполняет он всё по указке от и до. Ну просто у него не всё в порядке со здоровьем. Так что попробовать нужно.
Егор Витальевич перечить директору не стал, но внутри у него всё кипело.
«Пал Палыч почти год с ним мучился, теперь мне навязывают. Лучше бы уволили и всё», – думал он и злился.
На следующий день Александр, одетый в халат и шапочку, с самого утра уже был на ферме. Учётчица Надя знакомила его с обязанностями. Всего один журнал, где записывалось количество молока, которое сдавала доярка. Фамилия доярки и рядом графа, где фиксировались количество молока и дата удоя. Утренняя дойка, вечерняя дойка. Вот и всё.
Александр помогал подносить бидоны, и дояркам это очень нравилось. Как ни странно, но у него всё получилось. В последнюю неделю он вёл необходимые записи самостоятельно. Его наставник присутствовал на вечерней дойке, видел, как Саша чётко делал замеры молока и записи в журналах.
К концу месяца Пал Палыч поддел своего друга:
– Говорят у тебя показатели увеличились? А молоком они обеспечены?
– Что есть, то есть, цифры увеличились, – ответил Егор Витальевич, – Но только не надои выросли, а учет стал лучше, налево молоко не уходит. Бдительным и скрупулезным наш товарищ оказался.
– Надо же, оказывается, и он на что-то сгодился! Специалист наш, липовый.
– Кроме шуток, Пал Палыч. Он хорошо заучил операцию и ежедневно повторяет одно и то же, а заодно и следит, чтобы молоко никуда не уходило, чтобы водой не разбавляли. Ты не представляешь, сколько раз мне на него некоторые доярки жаловались.
Татьяна Владимировна успокоилась при виде счастливого сына. Его судьба боле-менее определилась и женщина была довольна. Она проводила лечение, назначенное психиатром. Когда они снова приехали к травматологу на консультацию, то встретились с Аней. Девушка сама подошла к Саше и о чём-то они долго разговаривали. Саша, как обычно, добродушно улыбался.
– Анька, ты что? Зачем он тебе нужен? У него же с головой не все в порядке! – пыталась вразумить подругу Ольга.
– Ну и что? Посмотри какой он красивый и неиспорченный, работает, не пьет. Что с того, если что-то немного не так? Он мне нравится, – ответила Аня
– Ты что, серьёзно?
– А почему бы и нет? Попробую. Что толку, что у меня был здоровый. Ребенка сотворил и пить начал, а потом уж и руки распускать. Полгода с ним маялась, все надеялась, что одумается. А он только крепче на шею усаживался. Кое-как отделалась, и свекровка нервы мне попортила изрядно. А Саша, видишь, какой добрый. Мама у него порядочная и адекватная женщина. Еще радоваться будет, что я с ним живу.
– Ну, как знаешь, а я бы не рисковала.
– А тебе и не надо. Семья у тебя нормальная, и муж путевый.
После этой поездки Александр подошел к Татьяне Владимировне.
– Мама, я решил жениться на Ане. Она мне сказала, что так надо.
– Сама сказала?
– Сама.
– Ладно, сынок, женишься.
Татьяна призадумалась, потом пораспросила кое-кого. Боялась, как бы девушка аферисткой не оказалась. Но говорили об Ане хорошо, поэтому мать препятствовать браку не стала.
Так и сложилась жизнь Александра. Детей у него не было, Аня побоялась наследственности. Саша оказался послушным мужем, скандалов в семье не закатывал. После предыдущего брака молодой женщине казалось, будто она в сказку попала. Все к ней относились хорошо, а свекровь не обижала не только невестку, но и её сынишку.
Татьяну Владимировну вскоре пригласили в школу поработать, так как учителей не хватало, а молодые специалисты в совхоз ехать не хотели. Некоторые, отработав три года уезжали. Татьяне Владимировне не было ещё и 60. Она согласилась, вышла на работу дети любили новую учительницу, а в коллективе её сторонились, и даже побаивались, так как она указывала на все недочеты, допускаемые учителями, и очень хорошо знала все порядки.
А директор, как и предупреждал Егор Витальевич, оказался карьеристом и людям частенько приходилось несладко.
Список рассказов
Рассказ "Специалист". Часть 4
Начало / Часть 3 / Следующий рассказ Учудил