Сибирская историческая мифология богата колоритными персонажами из противоположных лагерей. Одни хранят память о «красных» партизанах – Несторе Каландаришвили, Петре Щетинкине и Александре Кравченко, другие воспевают «бело-зелёных» - Ивана Соловьёва, Александра Кайгородова и Василия Желтовского. Никто из этих свирепых полевых командиров не отличался гуманизмом, а «красный» Григорий Рогов и «белый» Борис Анненков были настоящими чудовищами. И тем не менее оба до сих пор имеют горячих поклонников.
Отдельное место в ряду героев и антигероев Гражданской войны занимает Анна Черепанова, она же Упыриха – атаманша, отряд которой действовал на Верхней Лене в Иркутской области. Её фигура интересна тем, что о ней известно не из крайне скупых архивных документов, а из народных легенд. Черепанова на самом деле жила и воевала, но то, что о ней написано, было собрано иркутскими историками Игорем Подшиваловым и Павлом Новиковым. И описания деятельности Черепановой больше напоминают народную легенду, нежели изложения исторических фактов.
История семьи будущей атаманши до Гражданской войны не особенно примечательна, но вполне подходит для начала повествования о Кудеяре-атамане или Робин Гуде в юбке. Незадолго до революции немолодой купец Андриан Черепанов женился на 25-летней Анне Чемякиной. Мирная жизнь Анны описывается в совершенно былинном стиле: она (что правдоподобно) взяла на себя руководство бизнесом мужа, и вела его жёстко: провинившихся работников она якобы до полусмерти избивала кнутом. Но неправдоподобна версия, согласно которой Анна работала учительницей – управлять купеческим хозяйством и одновременно учить детей невозможно. И уж совсем мифической выглядит байка о том, что она в одиночку ходила на медведя. Но обе составные части легенды – и об учительстве, и о хождении на медведя – отлично укладываются в эпический образ атаманши, которая и образованна, и отважна.
Купчиха-учительница стала атаманшей после того, как два её брата были расстреляны «красными». Почему-то в статьях о ней указывают, что братья погибли в результате раскулачивания, чего не может быть, так как раскулачивание происходило в 1928-32 гг., но никак не в 1917-18-х. Тогда «красные» терроризировали «кулаков», грабили и нередко убивали, но сам термин «раскулачивание» не применялся. Вероятно, что местные большевики просто убили «эксплуататоров» - такое бывало в целях грабежа, либо из мести за старые обиды, или по причине личной неприязни. Если семья Черепановых действительно жёстко управляла своим бизнесом, недовольных должно было быть много.
Боевая деятельность отряда Черепановой (формально его возглавлял её муж) началась весной 1918 г., когда Сибирь была охвачена антибольшевистским восстанием. В июле чешские легионеры, казаки и отряды эсеров свергли советскую власть вдоль Транссиба и захватили Иркутск. Разбитые «красные» отряды попытались уйти в Якутию, но на Качугском тракте были перехвачены «белыми», и разгромлены. В плен попал председатель Сибирской ЧК Иван Постоловский, месяцем ранее зверски расправившийся с антибольшевистским восстанием в Иркутске.
По легенде, перехват и разгром «красных» на Качугском тракте был организован отрядом Черепановой. Якобы атаманша передала пленного чекиста эсеровскому штабу в Иркутске, который его судил и расстрелял. Впрочем, есть версия, что разбили «красных» не вооружённые крестьяне Черепановой, а казаки, и что Постоловского не судили, а вместе с другими чекистами и командирами сразу убили в роще Царь-Девица на берегу Ангары. Такая версия событий представляется более вероятной. Зато приписывание столько важной военной победы прибавляет вес фигуре атаманши.
При власти адмирала Колчака в Иркутской губернии отряд Черепановой охотился на «красных» партизан, а зимой-весной 1920 г. помогал остаткам колчаковской армии уходить на Восток. А после крушения Омского правительства черепановцы сами перешли к партизанской войне.
Народная молва рассказывает, что черепановцы с крайней жестокостью расправлялись с большевиками и их сторонниками, причём сама атаманша якобы рубила пленных шашкой или топором, а также приказывала своим бойцам разрывать врагов лошадьми. Черепановцы якобы переодевались в красноармейскую форму и даже созывали сельчан-коммунистов на собрания, после чего устраивали резню. Гражданская война в Сибири носила чрезвычайно зверский характер, поэтому ни разрывание людей конями, ни маскарад с последующими массовыми расправами особых сомнений не вызывает. Но при чтении этих описаний опять же возникает ощущение того, что читаешь легенду. Тогда же Черепанову начали называть Упырихой, причём в некоторых описаниях её истории содержатся намёки на то, что она действительно пила кровь своих жертв. Что тоже вполне вписывается в каноны народного эпоса.
Неправдоподобным выглядит часто упоминаемый эпизод о том, что однажды Черепанова, спасаясь от преследования отряда ЧОН, спряталась в болоте и просидела там то ли несколько то ли часов, то ли дней, дыша через камышовую трубочку. Такой метод приписывается древним славянам в школьных учебниках, и можно предположить, что он появился в легенде о Черепановой довольно поздно.
В конце 1920 начале 1921 г. отряд Черепановой фактически контролировал Качугский и Жигаловский районы Иркутской области. Легенда гласит, что атаманша получала поддержку не только в русских селениях, но и в бурятских улусах, и в эвенкийских стойбищах. Что неудивительно: контролировать обширные горно-таёжные районы невозможно без поддержки коренных жителей – бурятов, прекрасно знающих местность, и прирождённых охотников-эвенков.
В декабре 1920 г. «бело-зелёные» попытались взять штурмом Верхоленск, но были отбиты; согласно легенде, в нападении участвовал отряд Черепановой. Через год, в декабре 1921-го, черепановцы в союзе с эвенкийскими повстанцами попытались взять штурмом Нижнеангарск. Но к тому времени крестьянская война против большевиков в Сибири уже угасала.
Летом 1921 г. продналог окончательно сменил продразвёрстку, была разрешена свободная торговля, и крестьяне-повстанцы начали возвращаться к мирной жизни. Дело не в том, что они вдруг поверили советской власти – скорее, они перестали верить в перспективу вооружённой борьбы. Оружия и боеприпасов становилось всё меньше, народ устал от многолетней войны, и был готов подчиниться властям, которые отменой «военного коммунизма» демонстрировали готовность пойти навстречу селянам. Это происходило по всей крестьянской России: летом – осенью 1921 г. постепенно затухают и Антоновское восстание в Тамбовщине, и Западно-Сибирское восстание. Отряд Черепановой таял. За последними повстанцами начали охоту профессиональные охотники, нанятые властью, и Анна Черепанова получила пулю в бедро, но была спасена товарищами (пулю она якобы до конца жизни носила в качестве амулета).
В 1922 г. советская власть объявила амнистию повстанцам, и черепановцы сложили оружие. Но Адриан и Анна сдаваться не захотели (по другой версии, отряд продолжал нападения до 1923 или до 1924 г.). Сменив фамилию на «Корепановых», Черепановы сначала жили в селе Манзурка, а в конце 1920-х перебрались в Эвенкию, где Адриан устроился в факторию кооператива заведующим, а Анна - снабженцем. В 1936 г. Адриан умер, а Анна перебралась в забайкальский Курорт-Дарасун, где работала счетоводом, а затем заведующей столовой.
А дальше начинается уже чистая легенда. Перед войной Анна якобы перебралась в Красноярск, и начале 1970 гг. её, уже директора продовольственного магазина, опознал земляк, отца которого, учителя-коммуниста, в своё время на его глазах лично зарубила атаманша. Если учесть, что между тем убийством и опознанием прошло не меньше 50 лет, это выглядит совершенно невероятным (женщина за такой срок меняется до неузнаваемости). Ну и, конечно, абсолютно невероятен финал истории: якобы Черепанову арестовали, судили, и… отпустили - то ли за давностью лет, то ли по состоянию здоровья. Нет никаких сомнений, что, если бы в 1970-е в руки властей действительно попала бы известная «белая» атаманша, ей бы устроили такой показательный процесс, что его эхо ещё долго гремело бы по всему СССР. Излишне говорить, что каких-либо документов на этот счёт опубликовано не было, а если бы они были, иркутские и красноярские историки давно бы вытащили их на свет Божий.
***
Нет сомнений в том, что Анна Черепанова – реально существовавшая фигура, что она действительно возглавляла белоповстанческий отряд, терроризировавший большевиков и их сторонников на Верхней Лене. Но приписываемые ей масштабные победы над «красными» (разгром колонны Постоловского и штурмы Верхоленска и Нижнеангарска, были, по местным меркам, выдающимися военными событиями), удивительные личные качества и совершенно эпический финал наверняка являются легендой, хотя в её основе и лежат реальные события. Возможно, населению северной части Иркутской области, где много потомков крестьян-старожилов, помогавших «белым» и сильно пострадавших от «красных», необходим был собственный герой – пусть страшный и кровавый, но сражавшийся за правое дело, и мстивший угнетателям-большевикам, подобно тому, как граф Дракула жестоко мстил туркам за гибель своих родных. В соседнем Красноярском крае такой герой есть – казак Соловьёв, и на Алтае есть (Кайгородов). В лице страшной атаманши Черепановой-Упырихи такого героя получили и верхоленцы.