На прошлой неделе Владимир Путин провел совещание, посвященное развитию Красноярского края, в рамках которого дал важные поручения по дальнейшему расширению Трансиба и Северного морского пути.
В условиях разрыва экономических отношений с западными странами необходимо ускоренными темпами расширять транспортные коридоры, ведущие на восток и юг.
Главными такими коридорами являются Северный морской путь и железнодорожная магистраль Траннсиб. С их помощью планируется существенно увеличить объемы экспорта российских товаров в Китай, Индию и другие дружественные страны.
С учетом усиления политического давления со стороны США на страны средней Азии, которых вынуждают ограничить параллельный импорт санкционных товаров в Россию, перед нашей страной стоит задача в возможно короткий срок расширить пропускную способность железных, автомобильных дорог, а также пограничных переходов на границе с Китаем.
В настоящее время средняя скорость перемещения грузов по железнодорожной магистрали Транссиб не превышает 15 км в час. Создание новых скоростных участков, подземных тоннелей и путепроводов позволит увеличить среднюю расчетную скорость движения грузов по железной дороге как минимум в 2 раза до 30 км в час.
РЖД активно занимается расширением Транссиба с 2012 года. На тот момент пропуская способность этой магистрали составляла 97 млн тонн в год. В настоящее время РЖД завершает работы в рамках второго этапа расширения Восточного полигона, по итогам которого годовой объем перевозки грузов по Транссибу вырастет до 180 млн тонн. Завершение работ по второму этапу запланировано на 2024 год.
В конце мая текущего года правительство России выделило дополнительно из бюджета 218 млрд рублей в рамках финансирования третьего этапа расширения Восточного полигона. Перед РЖД поставлена задача расширить пропускную способность Трассиба до 210 млн тонн к 2030-му году.
Параллельно с этим ставится задача кратно увеличить грузооборот Северного морского пути в том числе посредством строительства к морским портам в арктической зоне новых железных дорог.
Россия обладает уникальным географическим расположением и может объединить Северный ледовитый океан с Тихим и Индийским. Это позволит интегрировать российские транспортные маршруты с китайской глобальной инициативой Один пояс один путь и российско-индийским проектом МТК Север – Юг.