Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Концепция 15-минутного города. Как это работает в Германии — взгляд изнутри

Плавно и методично в Германии продвигают концепцию 15-минутного города. Когда два года назад мы уезжали из тогда еще самой мощной страны ЕС, это уже активно обсуждалось в узком кругу «конспирологов», как принято нынче называть людей, обладающих информацией, отличной от телевизионной. Сейчас же в почтовые ящики наших бывших соседей кладут рекламные буклеты о том, как прекрасно им будет жить в этой новой (или хорошо забытой старой?) модели социума. К счастью, они это опробуют уже без нас.

-2

«Идея 15-минутного города заключается в том, чтобы иметь возможность добраться на работу, за покупками, к врачу или в детский сад за 15 минут.  Все больше и больше городов по всему миру преследуют эту цель и соответствующим образом реконструируют свои города».

Так бравурно начинается пояснительная статья в одном из городских изданий Бохума в Северном Рейн-Вестфалии. Отсутствие пробок, сокращение времени для поездки на работу и в другие важные точки, обилие зеленых зон — не об этом ли мечтает каждый горожанин? Все это прекрасно и такую среду обитания выбрали бы многие, но здесь все упирается в принцип добровольности выбора и в понимание глубинных причин продвижения этого блага для всех.

Так что стоит за этим в реальности?

«В так называемом 15-минутном городе до всех важных для горожан точек можно добраться примерно за 15 минут, не пользуясь автомобилем».

Чувствуете, где собака зарыта? Читаем далее.

«Вместе с реализацией «города за 15 минут» автомобильное движение на улицах резко сократилось бы. Вместо этого на улицах можно было бы отдать приоритет пешеходам и велосипедистам, а центр города мог бы стать максимально свободным от автомобилей. В городе значительно уменьшится транспортный шум, загрязнение воздуха, а качество жизни живущих там людей значительно повысится. Автомобиль потеряет свое значение как средство передвижения в городе. Покупка автомобиля больше не будет выгодной для большинства людей». (выделено мною).

В переводе с утопического на обычный человеческий язык это звучит так: мы долго думали, как вас загнать в определенные рамки и как заставить поверить в то, что трехкилометровый радиус передвижения — это несказанное благо, а вовсе не гетто, и наконец придумали.

-3

Для этого пришлось пару десятилетий разгонять панику про глобальное потепление, хотя, если взять температурный график планеты в историческом ракурсе, то сейчас мы только-только начали выходить из периода затяжного глобального похолодания, и были эпохи с гораздо более теплым климатом на планете. А еще надо было убедить послушного бюргера, что это его опель с объёмом двигателя в 1,2 л очень опасен для окружающей среды, а вовсе не частный авиапарк миллионеров и промышленные предприятия, выбрасывающие в небо ежесекундно всю таблицу Менделеева в килотоннах. Еще пришлось придумать «главного врага человечества» и писать про его козни в каждом подобном проспекте, что получают наши бывшие немецкие соседи. Это, конечно, несчастный углеродный выброс, хотя без углерода живое также невозможно, как и без кислорода.

И, конечно же, потребовался, ряд других процессов, которые охватили ЕС. Об этом, впрочем, откровенно указано в статье: «Развитию стратегии 15-минутного города очень поспособствовала тенденция «хоум-офиса», появившаяся в период пандемии, а также постоянное увеличение доли робототехники в производственных процессах, потеря многих рабочих мест в промышленности. Скоро почти каждый сможет переместить свое рабочее место ближе к месту своего проживания или даже непосредственно туда, где он живет».

-4

Глобальный энергетический кризис в Европе, который влечет за собой и экономический, растущая безработица, закрытие мелких и средних предприятий, давно продвигаемая утопия о пользе съёмного жилья (живи там, где работа, а если работа сменилась, жилье должно также легко меняться), а также идея о том, любое имущество обременительно (каршеринг, делимобиль – отсюда же), массированное ограничение свобод, в том числе свободы передвижения в период пандемии в ЕС, – все это звенья одной цепи. Можно сказать, европейский обыватель полностью подготовлен к переходу в новое дивное будущее, где, по емкому лозунгу Всемирного Банка, «у вас ничего не будет, и вы будете счастливы».

Автор статьи: Мария Румянцева.