Найти в Дзене
ФизРаствор

Как обустроить рабочее место для школьника дома: выбираем мебель, место, освещение, оформление, микроклимат

Оглавление

Все о том, как правильно организовать школьный уголок дома

В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать место, какие существуют требования, а также, как создать атмосферу, вдохновляющую ребенка на учебные занятия.

Место для уголка школьника

Рабочее место должно быть размещено в тихом месте, где минимально возможны различные источники шума и отвлечения. Конечно, лучшее место – это собственная комната ребенка с собственным письменным столом, где он чувствует ответственность за организацию личного пространства и учебу, где его никто и ничто не отвлекает.

-2

Если у школьника нет отдельной детской, можно оборудовать школьный уголок в гостиной, на кухне или переоборудовать кладовую, добавив освещения и вентиляции. Важно, чтобы письменный стол принадлежал только ему, и ребенок знал, где и что у него находится.

Микроклимат в комнате

Создание оптимального микроклимата в комнате школьника имеет большое значение для его здоровья, благополучия и эффективности учебного процесса. Основные аспекты, которые следует учесть, следующие:

  1. Температура:
  • Зимой: от 18 до 22°C.
  • Летом: при отсутствии кондиционирования, желательно, чтобы температура не превышала 24-26°C.
  1. Влажность:
  • От 40% до 60%. Это предотвращает сухость слизистых и кожи, а также снижает риск распространения респираторных инфекций.
  • В зимний период, когда влажность внутри помещения может снижаться из-за работы отопительных приборов, рекомендуется использование увлажнителя воздуха.
  1. Вентиляция:
  • Регулярная вентиляция помещения необходима для поддержания чистого и свежего воздуха.
  • Рекомендуется проветривать комнату несколько раз в день, особенно после того как школьник закончил уроки.
  1. Звуковой фон:
  • Тихая комната помогает концентрации. Избегайте постоянного фонового шума, такого как работающий телевизор в соседней комнате или громкая музыка.
  1. Чистота воздуха:
  • Регулярная уборка без использования вредных бытовых химикатов и минимизация количества пыли в комнате помогут поддерживать воздух чистым.
  • Растения могут способствовать улучшению качества воздуха, но выбирайте такие, которые не вызывают аллергии.

Стол и стул

Правильно подобранная по высоте мебель влияет на осанку и подчерк – неудобное положение руки затрудняет обучение письму у младших школьников. Высота стола должна быть такой, чтобы у ребенка не поднимались плечи, когда он кладет на стол локти. Длина столешницы – не менее 70 см, чтобы ребенок мог комфортно разложить все, что ему нужно. Идеальный стол – это тот, у которого регулируется высота ножек и наклон столешницы.

-3

Высота стула или кресла подбирается таким образом, чтобы стопы ребенка ровно стояли на полу. Наиболее выгодный вариант – стул с регулировкой высоты, он прослужит долгие годы.  Для младших школьников лучше подбирать стулья с сидением без вращения во избежание сколиоза и без колесиков, чтобы ребенок не крутился и не отвлекался от уроков.

-4

Расположение компьютера

-5

На столах большинства современных школьников расположен компьютер. Его правильное позиционирование имеет большое значение, так как влияет на комфорт, эффективность учебы и здоровье. Есть определенные правила расположения компьютера, которыми не стоит пренебрегать:

  • Никогда не размещайте компьютер так, чтобы окно находилось спереди или сзади экрана. Это может вызвать блики на экране и утомить глаза. Лучший вариант – когда свет падает сбоку. Если возможно, разместите монитор таким образом, чтобы избежать бликов от ламп и других источников света.
  • Центр экрана компьютера должен находиться примерно на уровне глаз или немного ниже, чтобы голова ребенка находилась в естественном положении, и он не задирал или не опускал ее.
  • Экран должен быть на таком расстоянии, чтобы ребенок мог комфортно читать текст без напряжения глаз. Обычно это около 50-70 см.
  • Если компьютер стоит вблизи стены, убедитесь, что за его корпусом остается достаточно места для циркуляции воздуха.
  • Клавиатура и мышь должны быть на таком уровне, чтобы руки ребенка образовывали угол в 90 градусов в локтевых суставах. Руки должны свободно лежать на столе или на специальной подставке для клавиатуры.
  • Если ребенок использует ноутбук, рекомендуется использовать внешний монитор или подставку для ноутбука, чтобы поднять его экран до уровня глаз, а также внешнюю клавиатуру и мышь для комфортной работы.
  • Перед компьютером должно оставаться достаточно свободного места для написания ручкой или чтения книг.

Освещение

Освещение – это также очень важный фактор, от которого зависит сохранность зрения. Идеальное место для установки письменного стола – у окна, так как естественный свет помимо всего прочего улучшает настроение и продуктивность. Если окна выходят не на южную сторону, стол можно поставить вдоль подоконника, или даже переоборудовать сам подоконник под письменный стол (при условии, что его высота не превышает 60-70 см). Если же окна смотрят на юг, и прямые солнечные лучи слепят глаза, то лучше поставить стол сбоку от окна. Здесь есть такое правило: стол для правши ставится справа от окна, а для левши – слева.

-6

Помимо естественного света на столе должна быть настольная лампа с рекомендуемой мощностью до 80 Вт. Для правшей лампа ставится слева, а для левшей справа. Свет настольной лампы лучше выбрать мягкий. Не рекомендуется использование люминесцентных ламп, так как считается, что они могут испортить зрение.

В вечернее время рекомендуется включать общее освещение наряду с настольной лампой, так обеспечивается больший комфорт для глаз.  Общая освещенность должна составлять 300-500 люксов.

Организация хранения

Тетради, учебники, альбомы и письменные принадлежности должны быть всегда под рукой, но при этом не мешать и не захламлять пространство. Прекрасно, если стол будет оснащен встроенной тумбой и ящиками для письменных принадлежностей.

-7

Для хранения учебников и книг, а также различных мелочей, стоит поставить недалеко от стола стеллаж под книги. Будет удобно, если он расположен на расстоянии вытянутой руки. Если стеллаж большой, на полки можно установить ящики, в которых будет храниться, например, форма для физкультуры.

Расположить полки под основные учебники и тетради лучше всего над столом, на удобной высоте, чтоб можно было не тянуться.

Чтоб рюкзак не валялся где попало, удобно прикрепить к боковой стенке стола крючок именно для рюкзака.

Детали оформления комнаты

Стены комнаты, где занимается ребенок, не должны быть контрастными, так как это рассеивает его внимание. Лучше оформить комнату в нейтральных, спокойных цветах: серый, бежевый, светло-голубой, белый. Так у ребенка не будут напрягаться ни глаза, ни нервная система.

Над столом или рядом можно повесить меловую или магнитную доску, где можно писать планы, или разбирать отдельные задания.

-8

Для обучения организованности и планированию полезно в поле зрения ребенка повесить настенные часы.

Для младшего школьника важно в комнате оставить место для игр, для детей старшего возраста – места, где он может отдохнуть от учебы, разместить друзей, например, бинбэги, подушки, пуфики.

Место для двоих детей

Когда учеников в семье несколько, вопрос, как разместить рабочие зоны, чтоб дети не мешали друг другу, становится очень важным.

Если у детей не отдельных спален, и столы приходится ставить в одной комнате, важно зонировать пространство, чтобы дети друг другу не мешали. Для этого можно использовать шкаф или высокий стеллаж.

Если школьники являются близнецами или погодками, важно приобретать максимально одинаковые столы, стулья и прочие детали, чтобы у детей возникало как можно меньше конфликтов.

-9

Ни в коем случае не рекомендуется ставить письменные столы друг напротив друга – дети будут постоянно отвлекаться и играть. Лучшее размещение – это спиной друг к другу, либо рядом с зонирующей перегородкой.

Изменение рабочего места школьника с возрастом

Рабочее место школьника меняется по мере его роста и развития, так как потребности детей разных возрастов отличаются. Ниже мы рассмотрим, как может меняться рабочее место школьника с возрастом:

Дошкольный и младший школьный возраст (6-10 лет)

  • Мебель. Небольшой письменный стол и стул без вращения, который можно регулировать по высоте.
  • Органайзеры. Ящики или коробки для карандашей, фломастеров и других материалов для рисования и поделок, подставка для книг.
  • Освещение. Яркий настольный светильник.
  • Декор: Отсутствие контрастных цветов, чтоб не отвлекать внимание, игрушки убраны из рабочей зоны, на стенах алфавит и числа.
-10

Средний школьный возраст (11-14 лет)

-11
  • Мебель. Побольше пространства на столе для учебников и записных книжек. Стол и стул, которые можно регулировать по высоте.
  • Техника. Возможно, потребуется компьютер или планшет для учебы и исследований.
  • Органайзеры. Шкафы или полки для учебников, ящики для тетрадей и других учебных материалов.
  • Декор. Постеры с мотивирующими цитатами, изображениями любимых книг или научных материалов.

Старший школьный возраст (15-18 лет)

-12
  • Мебель. Больший стол с большим пространством для хранения.
  • Техника. Настольный компьютер или ноутбук.
  • Органайзеры. Полки для учебников, ящики для документов и учебных материалов, магнитная доска или планер для заметок.
  • Декор. Менее яркий, более взрослый декор. Возможно, плакаты по интересующим предметам.

Заключение

Правильная организация рабочего места школьника – это залог его успешной учебы и сохранения здоровья, и нужно внимательно подойти к выбору мебели и места для занятий.

Никогда не стоит забывать, что рабочее место должно меняться по мере взросления ребенка и изменения его потребностей. Чтобы у вашего школьника был позитивный настрой на учебу и желание заниматься, очень важно при выборе и обустройстве рабочего места учитывать его предпочтения и вкусы. Рабочее место должно быть таким, чтобы ребенку хотелось там делать уроки и было комфортно.

Источник: Вятка-на-сети