Найти тему
Клуб дрожащих рук

Книжный календарь двадцать третьего лета

С одной стороны, лето тянулось, а с другой - внезапно кончилось.

Как ни странно, летом нашлось место для книг, и я даже не подгоняла себя. просто читала.

Всего за лето было прочитано 24 книги.

Несколько очень трогательных книг, наполненных светлой грустью.
Несколько очень трогательных книг, наполненных светлой грустью.

Вот они:

1. Павел Рудич - Не уверен - не умирай! Записки нейрохирурга

2. Ширин Шафиева - Не спи под инжировым деревом

3. Кэрол Брант - Скажи волкам, что я дома

4. Лю Цысинь - Задача трёх тел

5. Э. В. Померанцева - О русском фольклоре

6. Меган Хантер - Гарпия

7. Джон Маррс - The One. Единственный

8. Гудава Тенгиз - Его звали Анжелика

9. Мария Галина - Малая Глуша

10. Лин Ма - Выходное пособие

11. Александр Волков - Страшные немецкие сказки

12. Михаил Елизаров - Земля

13. Лорен Грофф - Аббатиса

14. Дмитрий Захаров - Комитет охраны мостов

15. Бьорн Зюфке - Мужская душа. Психологический путеводитель по хрупкому миру сильного пола

16. Габриэль Зевин - Повседневная логика счастья

17. Милорад Павич - Хазарский словарь. Мужская версия.

18. Санджив Сахота - Фарфоровая комната

19. Седжал Бадани - След сломанного крыла

20. Сергей Садов - Адская практика

21. Патриция Хайсмит - Талантливый мистер Рипли

22. Бетти Смит - Дерево растет в Бруклине

23. Макс Фрай - Энциклопедия мифов. К-Я

24. Люсинда Райли - Потерянная сестра

Жирным выделено то, что я отношу к категории "не зря", курсивом - "ничего страшного, для расширения кругозора".

Мой книжный вызов почти пройден...
Мой книжный вызов почти пройден...

Если попробовать немного поговорить о самих книгах

Было когда-нибудь такое, что вам казалось, будто бы вам нравятся те книги, которые не нравятся никому? Или смотришь на отзывы и думаешь: да как вам может это не понравиться?!

Конечно, рейтинги на основе оценок читателей - дело слишком субъективное.

Но отчего кроме субъективизма восприятия зависит порой даже негатив к некоторым, казалось бы, мирным книгам?..

У меня этот вопрос возник после, например "Гарпии".

Обложка взята с Лайвлиба
Обложка взята с Лайвлиба

Об этой книге я узнала из переводной статьи о женщинах и изменах.

Сюжет книги, в общем-то - повести, в том, что женщину уничтожает измена мужа.

В отзывах читаю, что героиня слабохарактерная и вообще не права.

При этом... По сути книга о том, как женщина, столкнувшись с изменяющим (и не прекращающим делать это) мужем, не смогла выгнать его и решила попробовать идти дальше. Права ли она? Большинство заявит, что НЕТ. Ведь такое прощать нельзя. Многие ли поступят иначе? Давайте будем честны... нет.

Но дело не в этом.

Да, героиня поступила вроде как неправильно, и это её разрушает. Но разве не в этом смысл книги: показать, как наши поступки ранят и причиняют боль нашим близким? Разве автор не справился с этой задачей, разве не показал? Или все вокруг такие крутые, что, оставшись на руинах собственной семьи, просто махнут рукой и продолжат жить, как ни в чём ни бывало?

К сожалению, многие женщины, дающие оценку этой книге на том же Лайвлибе, просто лишены женской солидарности. Да, конечно, вот они бы точно никогда... и тому подобное.

Мне порой кажется, что наше негативное восприятие какой-то книге - это палка о двух концах. С одной стороны, не нравится. С другой - зачем-то же мы об этом говорим!

То есть, автор своего добился: привлёк внимание, заставил обсуждать... Дочитать даже заставил во многих случаях.

То, что не понравилось этим летом
То, что не понравилось этим летом

Том Рипли попал в эту компанию в связи с тем, что по сути он тоже такой один весь в белом стоит... Харизматичный образ, созданный Мэттом Дэймоном не идёт ни в какое сравнение с тем убожеством, которое описано в книге. Я была люто разочарована.

Что касается двух образцов отечественной литературы... Почему слова "современная", "русская" обязательно должны соседствовать со словом "матершинная"?

Ладно сюжет. Ну, слабый, ну, бывает. Но речь... И вы хотите сказать, что "Земля" (или, не дай бог, "Библиотекарь") - это лучшее, что было написано в нашей стране в какой-то год? Тогда наша литература в глубоком упадке...

Для сравнения, бросив "Библиотекаря", я прочитала "Его звали Анжелика", в первых пяти главах которой(-ого?.. я запуталась) весьма подробно рассказывается о тюремных нравах. Но одно дело - художественное средство, а другое - единственное художественное средство.

Ну и "Земля", честно, разочаровала совсем. Я ждала, знаете, описание кладбищенско-похоронных будней ("Профсоюз могильщиков" задрал планку высоко, да))), а получила дурацкий любовный романчик, как брат у брата тёлку отбил, простиосспади. Что же касается всех этих рассуждений на тему смерти... Цитируя одного моего преподавателя, точнее, его рассказ о том, как он ухаживал за своей будущей женой: "что они там на своём филфаке такого проходят, чтобы я, историк, её не очаровал?"

Это, полагаю, одна из причин недовольства некоторыми книгами: невозможность отделить автора от его героя/сюжета.

По умолчанию мы привыкли считать, что автор на стороне своего персонажа, он считает его поступки правильными.

-5

Книга "Не спи под инжировым деревом" как раз такая. Я считаю её недооценённой. Купилась, конечно, на название, хотя именно тема инжира не раскрыта.

При этом история сама по себе хороша. О том, как существуется человеку, которому удалось поесть халвы на собственных похоронах.

Тридцатилетний лоботряс-рокер страдает от недополученной славы, и вдруг обретает способ обрести её: с помощью фейка о собственной смерти.

Очень подробно расписанные события.

Восточный колорит и мистика. Именно этой мистики мне не хватила в "Комитете охраны мостов" - я реально надеялась на звероголовых выходцев из мифов народов Крайнего севера.

Но сам главный герой при этом не внушает. Он весь такой "ах, я лучше всех, почему же меня никто не ценит". Но кто сказал, что это - выражение альтер-эго автора? В конце концов, разве никому не показалось, что главный герой получил по заслугам? Думал, что слишком хорош для всего этого? Ну... ладно. Вот результат.

Да, персонаж неприятный, тоже "весь такой в белом". Но ведь в этом-то и смысл.

Может ведь автор на полном серьёзе задумать показать, как не надо себя вести. Получилось же.

Иногда, читая, надо помнить, что автор всё выдумал. И не воспринимать выдуманный художественный текст как нечто, что можно изменить.

Можно. Для этого нужно просто взять другую книгу.