Казалось бы, причем здесь гостиница «Ленинградская» и Hilton. Почему из всех «сталинских сестер» у «Ленинградской» самая несчастливая судьба? Почему люстра из гостиницы попала в Книгу рекордов Гиннеса? За что надо сказать спасибо сети отелей Hilton?
В этой статье продолжу рассказ об исторических гостиницах Москвы. На этот раз приглашаю заглянуть в «Ленинградскую». Я здесь была дважды. Первый раз с экскурсией, второй раз буквально на днях останавливалась в ней на одни сутки как гость. Туристам не показывают номера, экскурсия ограничивается 1 и 2 этажами, так что у вас есть возможность увидеть то, что скрыто от глаз туристов. Все фотографии сделаны мной и во время экскурсии и во время проживания.
История
О строительстве сталинских высоток я уже писала в статье про гостиницу «Украину».
Гостиница «Ленинградская» - самая «маленькая» из сталинских высоток, всего 136 метров. Расположена у трех вокзалов, станция метро Комсомольская.
Строительство началось в 1947 году. 1 ноября 1953 года гостиница открылась для посетителей. В ней было 349 номеров, от маленьких площадью 12 кв.м до трехкомнатных люксов. Руководителями проекта были архитекторы Леонид Поляков и Александр Борецкий. Было два проекта, один в стиле неоклассицизма, второй в стиле русского (нарышкинского) барокко, он и был исполнен.
И все было замечательно, но в 1955 году выходит постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором говорилось: «Крупные излишества были допущены при проектировании и строительстве высотных зданий. Так, например, на строительство гостиницы «Ленинградская» на 354 номера на Каланчевской площади в г. Москве затрачено столько же средств, сколько понадобилось бы на строительство экономично запроектированной гостиницы на 1000 номеров». Решение было предсказуемым: «Лишить архитекторов Полякова и Борецкого званий лауреата Сталинской премии… Обязать Мосгорисполком освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект» т. Полякова за допущенные излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве, и за неправильное руководство строительными организациями». Архитекторов даже хотели отдать под суд, но их спасло заступничество А. И. Микояна.
В ходе приватизации в начале 2000-х гостиница вошла в знаменитую сеть отелей Hilton и сегодня она называется Hilton Moscow – Leningradskaya.
В 2004-2008 году была проведена реставрация, по возможности были сохранены исторические интерьеры, элементы отделки. Об этом в следующей части статьи.
Парадные вестибюли
В оформлении входной группы заметен русский стиль XVIII века, ведь недаром Баженов и Казаков - любимые архитекторы авторов проекта.
Козырек над входом покрыт красно-золотой росписью. Это отсылка к росписи кремлёвских покоев палат Московского Кремля.
По роскоши парадных помещений Ленинградская превосходила все гостиницы Москвы. Её интерьеры полны деталей, заимствованных у Теремного дворца, Успенского собора и других построек Московского Кремля.
Технической новинкой была турникетная дверь. Пройдя сквозь нее, мы оказываемся как будто в сказочном тереме.
Древнерусский стиль доминирует. После войны к нему был особенный интерес. Больше всего поражают своды тёмно-синего цвета, покрытыми золотым растительным узором. Тёмно-синий кобальт в сочетании с золотом создаёт образ «русского узо́рочья».
И здесь стоит поговорить о художнике, который создал эту красоту. Мария Энгельке. Когда она расписывала «Ленинградскую», она была на последнем месяце беременности и прямо отсюда ее увезли в роддом. А уже через три дня она снова была за работой. И все росписи в гостинице и эскизы отдельных архитектурных элементов выполнены ею. Одна из последних ее работ - роспись Белой трапезной в Храме Христа Спасителя, тогда ей было уже за 80.
Во второй парадный вестибюль ведут нарядные кованые ворота. Это копия Золотых ворот Верхоспасского собора в Кремле.
Такая же золоченая решетка есть и на станции место Арбатская. Это связано с тем, что работа над гостиницей велась одновременно и с работой на станции Арбатская, а руководил этими проектами Леонид Поляков.
Стойка регистрации восстановлена в интерьерах 1952 года, воссоздан даже потолок из дубовых брусьев.
Нельзя не обратить внимание на стеклянный узорный потолок в первом парадном вестибюле.
К лифтам ведёт портал в древнерусском, стены которого облицованы камнем тёмно-красного цвета. Это шокшинский малиновый кварцит, уникальный камень, единственное месторождение которого расположено в Карелии, на западном берегу Онежского озера, и это самый дорогой материал, использованный при строительстве гостиницы. Когда Луи Висконти заказал в России малиновый кварцит для саркофага Наполеона, император Николай I, узнав об этом, просто подарил его, сопроводив свой жест словами: «На гроб Наполеону? Не жалко!»
Лифтовая зона. Лифты в гостинице самые современные.
Во втором парадном вестибюле находится лобби-бар. Здесь можно посидеть за чашечкой кофе, а можно заказать полноценный обед или ужин.
Если в первом вестибюле, потолок украшен световым плафоном и оригинальными светильниками, то во втором он уникален сам по себе. Конструкция высотных зданий накладывает ограничения на использование материалов, поэтому была применена техника, известная еще старым русским мастерам. Эти роскошные узоры на потолке выполнены из бронзированного папье-маше.
Потолок украшают четыре уникальных бронзовых люстры в виде церковных паникадил, увенчанные звездами в обрамлении колосьев.
Между колоннами тёмно-серого искусственного мрамора, у боковых лестниц установлены бронзовые фигуры леопардов со щитами. Архитектор Леонид Поляков, обнаружил скульптуры в одном из музейных запасников.
На этом первая часть знакомства с «архитектурными излишествами» гостиницы «Ленинградская» закончена.
Далее вы узнаете, почему люстра из гостиницы попала в Книгу рекордов Гиннеса, увидите потрясающие интерьеры Бального зала и росписи Марии Энгельке, узнаете, чем кормят на завтрак в пятизвездочном Хилтоне и что из себя представляет и сколько стоит стандартный номер
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, делитесь в соцсетях и подписывайтесь на канал. Спасибо всем.