Найти тему
Морская практика

Дневник морского путешествия на марсельной шхуне. Часть 2

Оглавление

Мы продолжаем рассказ о переходе Булонь-Сюр-Мер — Рейкьявик от наших практикантов Андрея Фильченко и Ольги Потаниной. Напомним, «Морская практика» отправилась в путешествие от берегов Франции 18 июля, и с самого первого дня участники перехода рассказывали о жизни на борту в своих путевых заметках. Эти рассказы напоминают нам о приключениях Робинзона Крузо и Филеаса Фогга — каждый новый день обладает неповторимой атмосферой: иногда в море тихо и спокойно, а иногда штормит и приходится придерживать тарелки руками, чтобы завтрак не «убежал» со стола от качки. В общем, не будем больше спойлерить, давайте почитаем, как прошла вторая часть перехода!

Если вы еще не успели прочитать записи из дневника о первых днях на борту самой большой марсельной шхуны в мире Wylde Swan, жмите сюда.

Здесь и далее фото Владимира Шарлаева
Здесь и далее фото Владимира Шарлаева

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Северная Атлантика, на юге от Фарерских островов

Ночная вахта получила указание идти не менее 7 узлов максимально к ветру. Вахтенный лидер Пим перешел в гоночный режим — Wylde Swan совершила головокружительное приведение на 30’ вместо 15’ и полетела целых 7,6 узлов!

В честь такого события вахта повторила (а некоторые из практикантов узнали) основы гоночных правил. Для закрепления теории были проведены первые в мире соревнования шоколадных судов. «Сникерс» Алёны занял уверенную позицию у стартовой линии и захватил лидерство, но коварно появившееся облако-ботинок Фёдора изменило ветер и создало волну, благодаря чему его более широкий и устойчивый «Твикс» вырвался вперед. После подсчета гандикапа победила дружба, а обе «яхты» были торжественно съедены.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Северная Атлантика между Фарерскими островами и юго-восточной Исландией

После вчерашней смены времени на час назад утренняя вахта застала шхуну дрейфующей в полном штиле: ранний рассвет сухого и безветренного, но по-северному свежего утра придавал поверхности воды вид жидкого зеркала. Спокойный и по-местному теплый день навеял идею мытья палубы. После недолгих приготовлений палуба-таки была помыта как следует: щетками, под дождем, но зато с брандспойтом.

Воодушевившись успехами дня и наметившимся юго-восточным ветром, под одобрение дневной вахты, капитаном было принято решение о постановке топселя (прямоугольного паруса в верхней трети фок-мачты). Правда, из-за забытой парусной обвязки на одной из рей маневр затянулся, и это вынудило матроса Мееса подняться на рею, чтобы ее отвязать и дать топселю развернуться. Как говорится, бесконечно можно смотреть на три вещи: как течет вода, как горит огонь и как работают другие люди. Третьим зрелищем экипаж наслаждался под мясной суп, запеченную молочную рыбу с карамелизованным луком, пюре и свекольно-чесночным хумусом и улитками караколь (а почему бы и нет?).

Некоторые члены команды попробовали дождаться момента, когда солнце сядет пониже — над самым океаном, чтобы сделать классически постерный снимок. Прождав больше часа, они увидели, что особых изменений так и не произошло — мы достигли северной широты полярных дней. Закат сегодня, тем не менее, был живописным оранжевым, отражая небо в океан. Как заметила старпом Аня: это похоже на экстремальное пожаротушение — все вокруг в оранжевом пламени!

Вечерняя вахта доложила о появлении дельфинов и/или китов, а затем провела внеочередные морские ночные соревнования по метанию швартовых. Швартовые канаты толщиной с руку набрасывались на утки с расстояния в несколько метров с азартом. Призовой фонд соревнования — кружки горячего шоколада в исполнении старпома Ани. Профессионал Владимир вполне уравнивал шансы противоборствующих команд тем, что выступал поочередно за каждую сторону, являясь чуть не единственным, кто, собственно, мог выполнить эту задачу.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Северная Атлантика, берега юго-восточной Исландии

Этим утром ожидалось приближение Исландии и заход в один из юго-восточных фьордов для пережидания урагана, идущего дальше на запад. Впередсмотрящие утренней вахты ожидали того самого момента, когда в дымке на горизонте появится какой-то мыс или гора, и можно будет торжественно закричать «Земля!». Увы, книги и кино, в очередной раз, приукрасили действительность. На самом же деле приближение суши ознаменовало сообщение в телефоне у одного из вахтенныхх, приветствующее в сотовой сети Исландии. Далее, уже не отвлекаясь на GPS плоттер и радар, за приближением заветной суши можно следить по чиркам мощности сотового сигнала: одна, две и Edge, три и 3G… Сетей все больше, и домашний оператор с радостью регистрируется во всех телефонах по очереди, каждый раз списывая плату за роуминг. И только через час в облачной дымке проступил черный силуэт ближайшего мыса и, после подтверждения в бинокль другим вахтенным (а не мерещится ли), было отмечено, что в 7:00 Wylde Swan вышел к юго-восточной оконечности Исландии в районе фьорда Беруфьорддур.

Составители морских карт дали нам ложные надежды: часть прибрежной зоны по пути следования шхуны называется Hvalbaksgrunn, что в переводе означает «Залив китовых спин», и резонно ведет к справедливым ожиданиям хоть каких-то китов. После часа отчаянного всматривания в океан речь капитана заставила практикантов расслабиться по поводу китов — залив назван в честь маленького острова в форме спины/горба кита.

На входе уже формировалась очередь из круизных лайнеров, также как и Wylde Swan пережидающих шторм, так что, согласно инструкциям местных властей, шхуна встала на якорь в глубине, защищенной высокими скалистыми склонами бухты. После осторожной разведки глубин было выбрано оптимальное место, и был брошен полутонный якорь вместе со 120 метрами цепи, надежно «запарковав» шхуну в центре фьорда.

Теперь, когда вахтенные работы сократились до «якорной вахты», оказалось, что у экипажа появилось свободное время, часть которого решили посвятить рыбалке. Моряк Йост, первый раз занимавшийся рыбалкой, продемонстрировал неожиданный (прежде всего для себя) мастер-класс по ловле трески, поймав полуметровую рыбину за рекордное время в 5 минут, с первого же заброса донки. После фотосессии пойманная треска, единогласно посвященная старпому Пиму, была передана Евгению на кухню.

Вечер на якорной стоянке был посвящен ужину из ризотто с сельдереем, тефтелями и чесночными гренками, с последующей лекцией и видео об истории Wylde Swan и об экспедициях «Морской Практики». Распределив дежурства якорных вахт (мониторинг надежности якорного сцепления с дном), экипаж перешел к неформальному празднованию благополучного прибытия в Исландию с последующим отбоем.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Фьорд Berufjorddur, юго-восток Исландии.

Вечерняя якорная вахта плавно, без отчетливой ночи, перетекает в утреннюю. Облачность ненадолго исчезла, обнажив верхушки гор вокруг бухты — суровая могущественная красота.

День посвящен просмотру метеосводок и работам по подготовке к штормовому переходу до Рейкьявика:

— смена бом-кливера на меньший в размерах стаксель;

— инспекция мачты и подготовка топселя;

— уборка кают-компании и подготовка к переходу и приему новой группы практикантов по прибытии в Рейкьявик.

В течение дня с переменным энтузиазмом продолжалась упорная, но, в целом, безуспешная рыбалка. Когда, ближе к ужину, даже чайки махнули на рыбу крылом, рыбалка была отменена с единогласным диагнозом: «рыбы здесь нет».

Апогеем вечера стал долгожданный и ударно подготовленный праздничный ужин. Экипаж в «гражданском» расселся в парадно украшенной кают-компании в предвкушении светской гастрономической и культурной программы. Затем, подтвердив ночной график якорных вахт, команда разошлась отсыпаться в преддверии завтрашнего выхода в штормовой (все еще) океан.

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ

Выход из Фьорда Berufjorddur, юго-восточное побережье Исландии.

Второе утро во фьорде началось, как и предыдущее, с динамичной якорной вахты, ознаменовавшейся аж двумя небольшими поворотами шхуны на ветру вправо и одним влево. Пейзаж утренней горной бухты был по-прежнему завораживающе живописным. Если бы не очередной шикарный завтрак от шефа Евгения, то утро рисковало остаться совсем статичным.

После завтрака команда завершила подготовку к выходу из фьорда в океан, курсом пересекающим шлейф от вчерашнего урагана Дэн и двух небольших антициклонов.

Подняв якорь силами матросов Мары и Фионы, координируемых Меесом, Wylde Swan направился к выходу из фьорда мимо прибрежных островов в открытый океан — плановым курсом на юго-запад.

Поставив паруса (топсель и большинство стакселей, с балансировкой сзади «бадди-сейлом»), мы выяснили, что курс, который нам диктовал ветер, на самом деле, ведет почти прямо на юг — не совсем туда, куда планировалось. Но, так как идти предстояло-таки под парусами без двигателя, курс пришлось корректировать ввиду постепенно крепчающего северо-восточного ветра. Только к двум часам выполнили джайб на запад, и к тому времени парусный переход через остатки шторма вдоль южного побережья на запад Исландии становился интересным…

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ

Южное побережье Исландии

Утреннюю вахту негалантно разбудил, вытряхнув с полок, хоть и послештормовой, но все еще буйный океан. Закат-рассвет мрачно подсвечивал Wylde Swan, тяжело (таки 350 тонн!) раскачивавшийся по всем осям сразу на ветру в 24-25 узлов и волнах до 2 метров, под низкими свинцовыми облаками и переменным дождем.

Внизу, на камбузе, в кубрике и кают-компании царила пространственная и звуковая вакханалия. Под переменными кренами до 30-40 градусов гремело и скрипело все, что можно, включая стены и пол, а люди принудительно переворачивались в койках с бока на бок, пьяно пританцовывали и испытывали явные сложности в обращении с предметами. Обычные, казалось бы, действия, ставили в тупик: как есть что-то на тарелке, если одной рукой ее надо крепко удерживать от непредсказуемых попыток уехать в разных направлениях, а другой рукой удерживать в хрупком равновесии чашку чая или кофе, в то время как ноги отчаянно предотвращают все тело от соскальзывания с сидения в разные стороны?

На палубе, кренящейся с борта на борт и ныряющей вверх-вниз, мокрой от дождя, брызг и переливов воды через отверстия в бортах, идущие матросы и практиканты крепко держатся за страховочные перила из канатов, попеременно наклоняясь в стороны под неестественными углами к полу. При всем этом пространственном и метео-веселье матросы постоянного экипажа поднялись на фок-мачту и поставили топсель и фок так, что к 6 утра шхуна шла в полном парусном гардеробе и был поставлен скоростной рекорд перехода в 13 узлов, согласно компьютеру капитана. Хотя скорость дико радовала полную гоночного азарта дежурную утреннюю вахту, часть парусов пришлось таки снять в виду того, что «уровень комфорта» внизу превышал все допустимые показатели.

К обеду по правому борту снова из дымки показалась Исландия. С движением на запад, шхуна постепенно выходила из шлейфа шторма, после обеда ветер стал последовательно снижаться, и к вечеру попутный северо-восточный поток упал ниже 15 узлов, поэтому большую часть парусов пришлось снять. Запустив двигатель и выполнив джайб на юго-запад, Wylde Swan приступил к обходу островов на юго-западе Исландии и долгому заходу в бухту Рейкьявика.

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Юго-запад Исландии, переход в Рейкьявик.

Утро итогового дня перехода оказалось созвучно общему настроению команды — спокойный и удовлетворенный, почти безветренный океан меланхолично и приятно покачивал Wylde Swan, идущий вокруг полуострова, прикрывающего Рейкьявик с юга. По правому борту уже хорошо виднелся юго-западный берег Исландии: темные, почти черные горные склоны прятали вершины в низких облаках. Некоторые из пиков окутаны густым клубами белого то ли пара, то ли дыма, и в глубине некоторых из них видны периодические оранжевые отсветы. Вскоре прямо по курсу появилась вершина Снэфельсйокул, белеющая одинокой снежной пирамидой, как будто парящей над океаном. Было очевидно, что конечная точка маршрута очень близко, буквально за поворотом.

Последние сутки динамичного перехода через неспокойный океан театрально венчали почти двухнедельное развитие сюжета. После такого пикового момента классическим финалом стал более чем восьмичасовой ход на двигателе, почти со всеми парусами спущеными, кроме топселя, оставленного на случай прогнозируемого возвращения небольшого попутного ветра.

При плавном обходе на северо-запад и потом северо-восток большого мыса Рейкьянесбаер встретилась большая стая дельфинов и два кита, судя по всему, охотящихся в местном океанском течении. На почти зеркальной глади океана их блестящие темные спины и плавники вызвали общий момент счастья — теперь всё, галочки проставлены и гештальты закрыты. Экипаж и практиканты деловито подготовили швартовые канаты, следуя подробному инструктажу капитана о планируемой швартовке.

После обеда, с поворотом на восток, открылся вид на Дымную бухту — Рейкьявик. Вход и причаливание в Рейкьявике симметрично «закруглило» всю историю перехода. В стиле впечатляющего выхода на дрифте из Булонь-сюр-Мер, капитан зрелищно «запарковал» шхуну у понтона порта Рейкьявика — с разворотом на 180 градусов и уверенного вмещения в едва достаточный слот в углу порта (трехмерный тетрис на воде). Если бы это произошло на земле, то на асфальте остались бы жирные следы от шин и клубы дыма от жженой резины!

На пирс полетел обезьяний кулак, брошены и заделаны швартовые, спущен трап и натянуты перила. На берегу начали собираться участники следующего перехода. Уже завтра начинается сиквел — Wylde Swan в Гренландии…

Вот и закончилась эта недолгая, но насыщенная впечатлениями история. Правду говорят, что путешествие — это маленькая жизнь, ведь практиканты возвращаются домой уже другими людьми, более смелыми, уверенными и воплотившими в реальность свои мечты о море 🌊

В наших соцсетях мы рассказываем о всех экспедициях и переходах «Морской практики», делимся интересными фактами о море и отдаленных уголках нашей планеты. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!