Знаете, что самое паршивое в написании венка?
Одинаковая рифма. И необходимость её соблюдения.
Ей-ей, это просто кандалы, вериги железные на возвышенную душу поэта!
📝Сонет — штука строгая. Первые два четверостишия в нём рифмуются таким образом: АББА АББА. То есть, на восемь строк, как видите, всего две рифмы.
А так как строки ещё и повторяются в других сонетах (они же все берутся из магистрала, как вы помните), то в выборе рифм я оказываюсь очень и очень ограничена.
«Прощался август не спеша» — вот моя первая строка магистрала. Если вы не помните, то вот он, на картинке.
И вот это окончание строки на «-ша» будет встречаться в первом сонете, в четвертом, в пятом и в восьмом🤯... И в каждом из этих сонетов надо будет придумать ещё по три рифмы на эту злополучную «-ша»! 😱
❓А как же смысел, я извиняюсь спросить? Смысел-то как же? Если гоняться за рифмой, смысел можно и потерять!..
И вот сидишь, подбираешь слово так, чтобы оно и рифмовалось нужным образом и по значению подходило.
И кажется, что получается какой-то набор понятий, никак между собой несвязанных...
😩
С горем пополам продираешься через первые восемь строк (где должно быть всего две рифмы), а потом попадаешь в новую ловушку — в трехстишия.
Где рифмовка вот такая: ВВГ ДДГ.
Но вот эта самая «Г» (последняя строка) уже предрешена. И значит предыдущие строки я должна подвести именно к ней. И по смыслу опять же, и по рифмовке...
И вот когда в два часа ночи ты сдаёшься, признавая, что получается какая-то дичь, и идёшь в душ перед сном, решив вернуться к сонету утром со свежей головой, вдруг под мирное журчание воды приходят строки.
Возвращаешься в комнату, дописываешь и отправляешь подруге-поэтессе...
...А на утро получаешь от неё сообщение: «Этот сонет самый лучший, он самый цельный по мысли!»
😳Смотришь, вытаращив глаза: да ну! Вчера же была какая-то бессвязная белиберда, просто набор слов, которые я подбирала по рифме!..
Перечитываешь и замираешь: а ведь и правда. Получилось.
Вот такая магия слова, друзья, иначе не скажешь.
Жила волнением душа,
Предвосхищая перемены.
Сентябрь, введённый внутривенно —
Для перемен прекрасный шанс.
Ведь осень тем и хороша,
Что безучастно откровенна.
В ней подытожить можно верно
Всё до последнего гроша.
Как странно: в значимых моментах
Сентябрь был главным компонентом,
Одним умеющим вмещать
Такие тайны душ и судеб.
А в эту осень что-то будет?..
...Стал воздух утренний шершав...