Найти тему
Айтишник и его хобби

Как изменилось образование в IT за десять лет

Скажу сразу: по большей части эта статья основана на моём субъективном опыте студента и преподавателя в IT, но большинство тенденций одинаковы по всей России. Почему так? Давайте порассуждаем.

Итак, как я уже говорила в предыдущей статье на Дзен, я окончила специалитет по программе "Прикладная математика и информатика" крупного вуза областного центра. Такой специальности уже нет, но есть похожая в бакалавриате.

В таком фундаментальном техническом образовании немало плюсов: хорошая математическая база, программирование с первого по пятый курс на разных языках, изучение баз данных, сетевых технологий, развитое олимпиадное движение, обязательный английский. Не будем говорить о дисциплинах гуманитарного блока, они плюс-минус у ряда специальностей не отличаются.

К минусам можно отнести устаревшие знания преподавателей и, соответственно, устаревание преподаваемых ими технологий - из года в год многие преподаватели почти не актуализируют свои курсы, и отставание от современности становится крайне заметным.

Разумеется, как плюсы, так и минусы, даны в среднем и, к сожалению, крайне зависят от преподавателей и административных работников конкретного вуза. Неоспоримым плюсом можно считать сам диплом, который котируется в IT и считается достаточно хорошим уровнем образования.

Теперь без субъективизма не обойтись: скажем у меня были отличные преподаватели по математическому анализу, дискретной математике, программированию на С, базам данных, теории вероятностей. Эти предметы я и сейчас неплохо помню или быстро вспоминаю, если это нужно. Но, к сожалению, учебная программа была напичкана учебными предметами и отличить полезный от бесполезного по названию было крайне сложно. Скажем, "Архитектура ЭВМ" или "Компьютерная графика" звучат отлично, кажется, что это - архинужные предметы для специалиста в IT, но на деле мы получили какой-то древний, левой рукой написанный, эмулятор (закройте уши детям) ассемблер и не менее древние С-шные библиотеки типа OpenGL. Мы программировали на Delphi, в C++ Builder и чувствовали, как жизнь мучительна.

Конечно, мне стоило просто немного отойти от учебной программы и заниматься самостоятельно, изучать то, что действительно важно. Но в восемнадцать лет я наивно полагала, что уж в таком-то передовом вузе меня научат тому, что действительно пригодится. В итоге многие дисциплины я осваивала сама, но уже гораздо позже: алгебру, мат. логику и статистику, программирование на Python, ООП. Хотя эти предметы, разумеется, в программе были :)

Но, как мы уже поняли, крайне много зависит от преподавателя, а квалифицированных (на самом деле, а не на бумаге) людей в сфере образования, сами понимаете, особо не прибавляется.

А теперь поговорим о том, что в системе образования за эти годы действительно изменилось в лучшую сторону. Если раньше большинство лекций велось на доске и зачастую никаких учебных материалов, конспектов лекций выложено не было (а когда было, то это было счастьем), то теперь всё стало куда как прозрачнее. Все материалы обязаны быть выложенными, рабочая программа дисциплины и примерные контрольные задания обязательно есть в доступе. Да более того: оценку за зачет или экзамен студент зарабатывает за весь семестр!

Да, это вопрос дискуссионный: стало ли лучше? Моё мнение: да, однозначно. Если раньше ты впахивал весь семестр и получал за это на экзамене большое нифига и вполне мог получить тройку просто потому, что попался неудачный билет или сложный дополнительный вопрос, то теперь оценка реально зависит от работы в течение семестра, что для трудолюбивых людей, как я, было бы просто кайфом. Кроме того, уже к началу семестра любопытные студенты могут оценить важность и актуальность той или иной дисциплины и понять, грубо скажем, изучать её по курсу вуза, найти сторонний курс или вообще просто сдать минимум, который требует препод, да и забыть. Кстати, по многим дисциплинам можно принести сертификат онлайн-курсов, и это зачитывается. Ну и небольшой бонус: преподавателям тоже стало легче жить, поскольку по сути нагрузка на них снизилась. Возможно, преподы могут потратить это время на актуализацию своих знаний по дисциплинам (но об этом в другой раз).

Напишите в комментариях своё мнение о том, стало ли лучше с введением болонской системы (система набора баллов в течение семестра и "автоматов" по экзаменам и зачетам) или нет.

Кроме того, отмечу, что сейчас на той же специальности, но бакалавриате, преподают Java, нейронные сети и Python. Звучит очень хорошо, но что там в начинке - я не знаю :)

Конкретно для меня же получилось следующее: у меня развилась гигантская неуверенность в своих силах и нежелание работать по профессии. Кого-то, кроме себя, обвинять в этом было бы глупо, я и не пытаюсь. Однако, с этим нужно было что-то делать, и для того, чтобы получить свой первый оффер в IT я, прежде всего, сразила самого страшного врага - саму себя. Подробнее об этом читайте в моих дальнейших постах :)

Не забывайте подписываться на канал и ставить лайки, мне это поможет продолжать записи и радоваться тому, что вы это прочитали :)