Вчера мы с мужем открыли новый театральный сезон, сходив на постановку «Вальпургиева ночь» по пьесе Венедикта Ерофеева. Спектакль поставил режиссер Евгений Славутин в нашем уже любимом театре «МОСТ».
Пьеса была написана в 1985 году, еще до распада СССР. И многое в ней пропитано атмосферой того времени. Но некоторые диалоги, кажется, написаны только вчера. Настолько они вписываются в контекст происходящего сейчас в нашей стране.
Муж даже задался вопросом, не боится ли режиссер ставить такой провокационный спектакль? Но мы проверили - премьера состоялась в 2018 году. И получается, что некоторые фразы звучат так провокационно совершенно не специально. Просто так вот совпало, что в 1985 году Ерофеев написал пророческую пьесу, а в 2018 году Славутин поставил ее в своем театре, не догадываясь, что через пять лет она обретет еще какой-то свой дополнительный смысл.
А вообще спектакль этот очень необычный. Трагифарс или, как написано в программке, сценическая версия чрезвычайного происшествия в психбольнице.
Славутин уже второй раз ставит спектакль по этой пьесе. Первый вышел в 1989 году. И длился 4,5 часа. В той версии из пьесы не было убрано ни строчки. И там было много мата, много разговоров о водке.
Спустя 30 лет режиссер уже отредактировал пьесу и многое из неё убрал. Матерных слов в спектакле почти нет, и длится он всего 3 часа в двумя антрактами. По словам самого режиссера, тридцать лет назад, мат на сцене был настолько необычным явлением, что это придавало спектаклю особую атмосферу, было неким вызовом. А сейчас матом в театре никого не удивишь, и это стало мейнстримом, поэтому он посчитал правильным максимально убрать его из своей постановки.
Сюжет спектакля довольно прост: в ночь с 30 на 1 мая (вальпургиеву ночь) в психиатрическую больницу поступает пациент - Лев Исаакович Гуревич, у которого диагностируют отклонения психики вследствие употребления алкоголя.
Его кладут в палату, где каждый день староста Прохоров и его приспешник Алеха проводят суд над соседями по палате. Медперсонал рассчитывает на то, что и новоприбывшего Гуревича эти двое приструнят.
Но все разворачивается не по плану. Гуревич добывает в сестринской большую бутыль спирта и устраивает в палате настоящий праздник. Вместо того, чтоб конфликтовать, Гуревич и Прохоров с Алехой, наоборот, объединяются и вся палата становится единым целым.
Когда видишь, как начинает закручиваться сюжет, то вспоминаешь Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и какие-то американские фильмы, в которых подобные объединения приводят к протесту, к бунту.
Но здесь ничего подобного не происходит. И хотя Гуревич и хочет спалить больницу, но в итоге он просто пьет в компании товарищей по несчастью.
Как сказал режиссер на встрече после спектакля, его постановка о том, что лучше прожить один день счастливо, как полноценный человек, чем прозябать всю жизнь взаперти, когда с тобой обращаются как со скотом.
И эти десять больных людей, с каждым глотком как будто бы выздоравливают и трезвеют, как будто возвращаются к жизни и становятся нормальными людьми.
У каждого своя судьба, свое горе, но каждый достоин прожить свою жизнь иначе.
Разговоры этих искалеченных системой людей в психушке производят огромное впечатление, заставляют о многом задуматься.
Спектакль, казалось бы, трагичный, и от всего происходящего на сцене как-то не по себе. Но одновременно с этим в нем много юмора, много музыки и танцев.
Музыка вообще очень точно подобрана. И танцы гармонично вписываются а общую канву спектакля. Это, конечно, не мюзикл, но спектакль получился очень музыкальным.
Ну а актерский состав в театре МОСТ всегда оставляет после себя очень приятное впечатление. Мы с мужем всё не могли выбрать, кто же нам нравился больше. Практически все играли великолепно.
И очень мне понравилось, что после спектакля была небольшая встреча с режиссером и актером, исполняющим главную роль. Обожаю такие встречи, когда режиссер рассказывает, что он хотел сказать этим спектаклем, как он шел к его постановке. Когда его можно о чем-то спросить, выразить свое восхищение.
И хотя я и не задавала вопросов, но он ответил на все, что у меня на тот момент были.
И приятно было видеть людей, которые впервые пришли в театр «МОСТ» и попали под очарование этого пространства. Хотелось им сказать, что это не единственный хороший спектакль в этом театре и порекомендовать мои любимые «Поминальную молитву» и «Сны Анны».
Так что театральный сезон 2023-2024 мы открыли просто отлично. Думаю, в этом году еще сходим в театр «МОСТ», а скоро уже мы с мужем и его дочкой идем в театр им. Вахтангова, на «Дядю Ваню». Я уже в предвкушении.
Какое же счастье жить в городе, где так много хороших театров, режиссеров и спектаклей.