Наполеон, войдя в Россию, жаждал столкнуться с русской армией в генеральном сражении. Чтобы всё было как обычно: в чистом поле, да лоб в лоб. Вместо этого он получил войну «не по понятиям», что его крайне раздражало. Противник отступал вглубь своей территории, оставляя за собой голодный край, да ещё и огрызался партизанскими вылазками, где простолюдины запросто поднимали на вилы покорителей Европы. Поэтому предстоящее Бородинское сражение император предвкушал в приподнятом настроении.
Армия Кутузова к тому времени тоже вполне успешно могла противостоять измотанному французскому войску. И, как известно, несмотря на «ничью» под Бородино, сумела потом перехватить стратегическую инициативу, даже оставив Москву. А 5 сентября (по новому стилю), то есть 211 лет назад, грандиозному сражению предшествовала героическая оборона Шевардинского редута.
Бой с раннего утра завязался сначала между арьергардом русской армии (группой прикрытия) и авангардом французов. Жаркая битва продолжалась несколько часов, пока генерал-лейтенант Коновицын не отвёл оставшееся войско к генералу Горчакову, занимавшему редут (земляное укрепление) у деревни Шевардино. После чего на русское войско из 12 тысяч пехотинцев и кавалеристов при 36 пушках навалились 40 тысяч французов при 186 орудиях.
Бой длился до ночи. Дважды французы проникали внутрь редута и отбрасывались назад. Наконец, Кутузов приказал Горчакову отступить. Безвозвратные потери французов составили 5 тысяч человек, русских – 6 тысяч (из-за преимущества противника в артиллерии).
Жертвы были не напрасны. Кутузов получил время на завершение строительства основных оборонительных линий и понял направления будущих главных ударов Наполеона.
Друзья, подписывайтесь на канал, и Вы узнаете много интересного из истории минувших дней!