Найти тему

В экспедицию за сарафанами и кокошниками?

Мастера воссоздают свадебный костюм затопленного села по музейным образцам

Кокошник с речным жемчугом из фондов Череповецкого музейного объединения
Кокошник с речным жемчугом из фондов Череповецкого музейного объединения

Можно ли вернуть к жизни то, что, казалось бы, кануло в вечность?.. Наш ответ — да, можно! Наша «Атлантида», или история Крохинского посада, которую мы разыскиваем и собираем, скрыта не водами океана, а десятилетиями молчания и забвения. Начав проект по сохранению храма-маяка в истоке реки Шексны, мы нарушили это молчание, а в ответ стали получать многочисленные свидетельства былой жизни…

Фрагмент записей свадебных песен, записанных в Крохино писателем Иваном Порошиным в начале ХХ века. РГАЛИ
Фрагмент записей свадебных песен, записанных в Крохино писателем Иваном Порошиным в начале ХХ века. РГАЛИ

Один из таких «ответов» мы услышали, когда обнаружили в Российском государственном архиве литературы и искусства тексты свадебных песен Крохинского посада. Только представьте, как было бы здорово услышать, как они звучат! И тогда мы задумали проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленному селу Крохино»*, суть которого – в реконструкции старинного местного свадебного обряда, песен и свадебного костюма. Взяться за такую работу могут только признанные мастера в этих сферах. Но о песнях и обряде мы ещё поговорим отдельно, а пока сосредоточимся на костюме.

Мастера Студии «Русские начала» и директор Фонда «Крохино» Анор Тукаева в Белозерске
Мастера Студии «Русские начала» и директор Фонда «Крохино» Анор Тукаева в Белозерске

В конце августа команда Фонда «Крохино» вместе с участниками Студии «Русские начала» из Москвы предприняли «экспедицию» по трём музеям Вологодской области – побывали в Белозерском областном краеведческом музее, Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и Череповецком музейном объединении.

«Мы давно хотели поработать с этнографическими образцами Белозерского и Кирилловского уездов Новгородской губернии, – говорит руководитель Студии Татьяна Валькова. – К тому же традиционный костюм этой территории мало изучен, поэтому нам было интересно подключиться к проекту по воссозданию крохинского свадебного костюма конца XIX – начала ХХ века».
Мастер Ольга Климова и руководитель Студии «Русские начала» Татьяна Валькова изучают предметы из фондов Белозерского областного краеведческого музея
Мастер Ольга Климова и руководитель Студии «Русские начала» Татьяна Валькова изучают предметы из фондов Белозерского областного краеведческого музея

У «Русских начал» огромный опыт реконструкции традиционных костюмов на основе этнографических образцов – мастера делают это уже 24 года! Причём воспроизводится не только внешний вид отдельных предметов, но и вся технология их создания: восстановлены традиционные техники вышивки, а холст и пестрядь для рубах и сарафанов специально ткут на старинном ткацком станке. То есть мастера, по сути дела, повторяют весь процесс производства одежды, каким он был в русских деревнях 100-150 лет назад!

Мастер Светлана Гусева изучает предметы из фондов Белозерского областного краеведческого музея
Мастер Светлана Гусева изучает предметы из фондов Белозерского областного краеведческого музея

За три дня работы в музеях Белозерска, Кириллова и Череповца исследователи изучили более 40 предметов: сарафанов, женских и мужских рубах, кофт, поясов и потрясающих по своей красоте головных уборов. Многие их этих вещей послужат основой для реконструкции крохинского свадебного наряда.

«Удивительно, что в начале ХХ века здесь были очень популярны рубахи с круглой кокеткой, – рассказывает Татьяна Валькова. – Во-первых, это достаточно сложно технологически, во-вторых, это не совсем рациональный крой, не экономный, а ведь в крестьянском хозяйстве ткань очень берегли. Но, видимо, мода оказалась сильнее соображений бережливости».
Татьяна Валькова изучает головные уборы из фондов Череповецкого музейного объединения
Татьяна Валькова изучает головные уборы из фондов Череповецкого музейного объединения

Любопытными показались и кокошники-шапочки (их ещё называют «белозерскими шапочками»), которые носили замужние женщины. Древняя форма этих головных уборов на рубеже XIX и ХХ веков начинает сочетаться с «массовостью» их производства, и по орнаменту можно проследить трансформацию традиции.

Кокошники из фондов Череповецкого музейного объединения
Кокошники из фондов Череповецкого музейного объединения

Ну а мастерам Студии «Русские начала» в самое ближайшее время предстоит осмыслить собранную в музеях информацию и разработать эскизы, которые послужат основой для реконструкции свадебного костюма Крохинского посада. Чтобы не пропустить последующие публикации о старинном костюме и свадебных обрядах затопленного села Крохино, подписывайтесь на наш канал «Крохино. Незатопленные истории».

* Проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленной деревне Крохино» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

#незатопленныеистории #голосанаболоте #Фондкультурныхинициатив