Мастера воссоздают свадебный костюм затопленного села по музейным образцам
Можно ли вернуть к жизни то, что, казалось бы, кануло в вечность?.. Наш ответ — да, можно! Наша «Атлантида», или история Крохинского посада, которую мы разыскиваем и собираем, скрыта не водами океана, а десятилетиями молчания и забвения. Начав проект по сохранению храма-маяка в истоке реки Шексны, мы нарушили это молчание, а в ответ стали получать многочисленные свидетельства былой жизни…
Один из таких «ответов» мы услышали, когда обнаружили в Российском государственном архиве литературы и искусства тексты свадебных песен Крохинского посада. Только представьте, как было бы здорово услышать, как они звучат! И тогда мы задумали проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленному селу Крохино»*, суть которого – в реконструкции старинного местного свадебного обряда, песен и свадебного костюма. Взяться за такую работу могут только признанные мастера в этих сферах. Но о песнях и обряде мы ещё поговорим отдельно, а пока сосредоточимся на костюме.
В конце августа команда Фонда «Крохино» вместе с участниками Студии «Русские начала» из Москвы предприняли «экспедицию» по трём музеям Вологодской области – побывали в Белозерском областном краеведческом музее, Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и Череповецком музейном объединении.
«Мы давно хотели поработать с этнографическими образцами Белозерского и Кирилловского уездов Новгородской губернии, – говорит руководитель Студии Татьяна Валькова. – К тому же традиционный костюм этой территории мало изучен, поэтому нам было интересно подключиться к проекту по воссозданию крохинского свадебного костюма конца XIX – начала ХХ века».
У «Русских начал» огромный опыт реконструкции традиционных костюмов на основе этнографических образцов – мастера делают это уже 24 года! Причём воспроизводится не только внешний вид отдельных предметов, но и вся технология их создания: восстановлены традиционные техники вышивки, а холст и пестрядь для рубах и сарафанов специально ткут на старинном ткацком станке. То есть мастера, по сути дела, повторяют весь процесс производства одежды, каким он был в русских деревнях 100-150 лет назад!
За три дня работы в музеях Белозерска, Кириллова и Череповца исследователи изучили более 40 предметов: сарафанов, женских и мужских рубах, кофт, поясов и потрясающих по своей красоте головных уборов. Многие их этих вещей послужат основой для реконструкции крохинского свадебного наряда.
«Удивительно, что в начале ХХ века здесь были очень популярны рубахи с круглой кокеткой, – рассказывает Татьяна Валькова. – Во-первых, это достаточно сложно технологически, во-вторых, это не совсем рациональный крой, не экономный, а ведь в крестьянском хозяйстве ткань очень берегли. Но, видимо, мода оказалась сильнее соображений бережливости».
Любопытными показались и кокошники-шапочки (их ещё называют «белозерскими шапочками»), которые носили замужние женщины. Древняя форма этих головных уборов на рубеже XIX и ХХ веков начинает сочетаться с «массовостью» их производства, и по орнаменту можно проследить трансформацию традиции.
Ну а мастерам Студии «Русские начала» в самое ближайшее время предстоит осмыслить собранную в музеях информацию и разработать эскизы, которые послужат основой для реконструкции свадебного костюма Крохинского посада. Чтобы не пропустить последующие публикации о старинном костюме и свадебных обрядах затопленного села Крохино, подписывайтесь на наш канал «Крохино. Незатопленные истории».
* Проект «Русская Атлантида: возвращение голоса затопленной деревне Крохино» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
#незатопленныеистории #голосанаболоте #Фондкультурныхинициатив