Статистика авиакатастроф неумолима: по данным МАК, 75 % аварий происходит из-за человеческого фактора, то есть ошибок летчиков или диспетчеров. К счастью, тщательные проверки помогают вовремя выявить опасные проблемы. Например, в 2011 г. пилота и стюардессу сняли с рейса в Магадан за курение марихуаны перед полетом, в 2012 г. лайнер компании JetBlue вынужденно приземлился в Техасе из-за странного поведения капитана, а в 2018 г. два пьяных пилота попытались сесть за штурвал самолета «Победы». Что именно делают на земле, чтобы не допустить трагедии в воздухе?
Медосмотр с пристрастием
Подготовка к полету для членов экипажа начинается за 1–2 часа до отправления. Как и обычные пассажиры, пилоты и бортпроводники проходят предполетный досмотр, а затем — стартовый медосмотр. Врач проверяет справку врачебно-летной экспертной комиссии о допуске к полетам, измеряет давление, пульс и температуру. Кроме того, недавно во многих авиакомпания ввели обязательное тестирование на алкоголь и наркотики. Если тесты ничего не показали, но состояние летчика вызывает подозрения, ему придется сдать кровь.
Несколько раз в год пилоты проходят полный медосмотр, а для поддержания здоровья им положены длительный отпуск и бесплатное санаторно-курортное лечение.
На случай, если неприятности со здоровьем настигнут в полете, на борту есть аптечка с препаратами первой помощи. Ее выдают старшему бортпроводнику, а после рейса забирают обратно. Содержимое аптечки постоянно обновляют, чтобы в ней не оказалось просроченных лекарств.
На этапе предполетного медосмотра не исключены ошибки: часто все сводится к простой формальности, и пилотов не допускают на рейс очень редко — в основном, если они сами жалуются на самочувствие.
Другая проблема — после осмотра у пилотов остается время до вылета, когда никто не мешает им, например, пронести в багаже бутылку водки и употребить ее перед полетом. Чемоданы экипажа на международных рейсах не досматривают.
Психологическая проверка
С психологическим тестированием ситуация еще сложнее. Если в советское время в системе авиации существовали психологические службы, то позже многие перевозчики отказались от услуг психологов. Сейчас такие специалисты есть лишь в крупных авиакомпаниях. Тренинги на психологическую устойчивость для пилотов проводят трижды в год, но авиапсихологи считают, что этого мало. Еще летчики проходят регулярные психологические проверки, а также тесты после долгого отпуска.
По данным медиков, более 10 % пилотов гражданской авиации по всему миру находятся в состоянии депрессии, и многие из них скрывают свое состояние.
В Европе медосмотр проводится раз в полгода-год и не включает в себя психологических тестов. Начинающим пилотам обычно задают вопросы о личных интересах и семейных отношениях, максимум — могут спросить, нет ли у них депрессии или суицидальных мыслей. Правда, в 2018 г. авиакомпании обязали внимательнее следить за душевным состоянием своих сотрудников, проводить тесты на психологическую устойчивость, а также проверять пилотов и бортпроводников на предмет употребления алкоголя и психотропных препаратов.