Здание Театра имени королевы Луизы, расположенное на пешеходной улице Победы (дом 6) города Советска, – не только объект культурного наследия, но и одна из главных архитектурных и мистических достопримечательностей Калининградской области. Печально, но слово «здание» теперь можно писать только в кавычках, ибо до сегодняшнего дня из всей красоты сохранился лишь фасад, а всё что за ним – «скелет» без крыши. Трагическая судьба не связана с событиями Второй мировой войны или советским периодом принудительного избавления от многих элементов немецкого наследия, архитектурный памятник оказался на грани уничтожения уже в новейшей истории, а виной тому безответственностью муниципалитета.
Объект с названием «Театр имени королевы Луизы» возвели на новой главной улице Тильзита (нем. Hohestrasse) в 1910 году. Дату сдачи подгоняли осознанно (ох незавидна участь ждала прораба, если бы не успели в срок) – 100 лет прошло со дня смерти «Прусской Мадонны» - всеми обожаемой королевы, личность которой стала тождественна патриотизму и несгибаемому прусскому духу. В тот год по всей Германии многие здания назывались в честь несравненной и, даже спустя век, всеми любимой Луизы.
Здание, спроектированное в необычном единстве псевдоготики и югенстиля, мгновенно стало архитектурной доминантой Тильзита. Во многом благодаря цепляющему взгляд внешнему виду с лепниной, фронтонами и лоджиями.
Со второго по четвёртый этаж строение имеет симметричный фасад с двумя эркерами, соединёнными балконами с ажурными каменными перилами в готическом стиле. Оконные проемы отличаются оформлением от этажа к этажу, но также выдержаны в позднеготическом духе с флорентийскими мотивами.
Наиболее интересен лепной декор фасада, который придаёт зданию мифичность и мистицизм. Над верхними этажами можно увидеть (уже с трудом) изображения двух змей, крадущихся вверх и образующих две полуколонны. Их пасти открыты и разведены в противоположные стороны, таким образом формируя капители. В их хвостах - корни растений, над головами распускаются лилии. В фигурных щипцах эркеров спрятались барельефы сов – один из излюбленных образов модерна - символ мудрости.
Больше всего привлекают внимание лепные элементы в пространстве между окнами 3 и 4 этажей, по линии верхнего межэркерного балкона – маскароны с изображением головы вампира (с рожками и удлинёнными ушами) и крыльями летучих мышей. Такие образы в европейской архитектуре встречаются крайне редко и можно только догадываться какую идею хотел донести скульптор. В западной культуре летучая мышь ассоциируется с ночным вампиром, символом магии, перемещения душ и ночной жизни, а также защищает дом от непрошенных гостей.
Любопытный факт или просто интересная версия: некоторые искусствоведы полагают, что эти маскароны послужили идеей для первого кинематографического образа вампира. И вот на чём это основывается. В 1917 году публикуется роман, обучавшегося в местной гимназии Германа Зудермана под названием «Путешествие в Тильзит», который был экранизирован почитателем его творчества - немецким кинорежиссером Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Весьма вероятно, что оба творческих человека встречались в Тильзите. А уже в 1921 году выходит самый известный и скандальный фильм Мурнау с названием «Носферату, симфония ужаса», где образ (особенно длинные острые уши) вампира графа Орлока схож с тильзитскими маскаронами.
Кстати, за экранизацию «Путешествия в Тильзит» (фильм под названием «Восход солнца») режиссер Мурнау получил «Оскар» на первой церемонии вручения этой премии.
Но вернёмся к истории «театра», тем более что она также связана с кинематографом. Сразу после постройки, в здании разместился один из первых в Тильзите и весьма меленький кинотеатр, за что и получил народное прозвище «блошиное кино». Низкая стоимость билетов и репертуар были рассчитаны на молодое поколение.
На первом этаже с витринными окнами открылись магазины: канцелярские товары Маттиасе, посуда Уильяма Борна и ресторан «Штрувекер». Здание было закрыто в октябре 1944 года, когда владелец кинотеатра, понимая к какому итогу идёт война, решил эвакуировать свою семью из приграничного города.
Строение не пострадало в период Второй мировой войны, поэтому уже в первые советские годы его помещения занял Калининградский областной колледж культуры и искусства, который проработал до 2010 года, после чего был закрыт согласно чудовищной реформы, затеянной в период губернаторства Бооса. Из, как казалось, на тот момент, приятного - здание внесли в реестр объектов культурного наследия регионального наследия.
Но затем начались проблемы. В 2013 году из-за ураганного ветра обрушилась часть одного из фронтонов, задевшая балкон. Спустя два года пожар полностью уничтожает крышу. После этого прокурор Советска внес главе администрации городского округа представление об устранении нарушений федерального законодательства об объектах культурного наследия. Однако, ничего не изменилось: доступ посторонних лиц в здание не был исключён, противоаварийные и другие необходимые работы не проводились. Как итог: в июне 2019 года случился очередной, самый большой пожар (выгорело 600 кв.м.), а летом следующего года часть стены обрушилась на соседний дом. За это время была произведена лишь покраска фасада с формулировкой: «для сохранения лепнины».
Здание Театра имени королевы Луизы – объект, который мы были обязаны сохранить. Он не является частью милитаристского прошлого региона (любимый аргумент тех, кто отстаивает идею того, что нет в Калининградской области никакого наследия, только трофеи), это в чистом виде история, весьма красивая и даже с мистическим флёром, который так нравится туристам. Возможно, вскоре мы переживем эту эпоху мракобесия с ложными ценностями и подменами понятий, а пока … прости Луиза, прости Тильзит.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).