Найти в Дзене

Кризис медицинского образования

Источник изображения: funik.ru

Началось всё с того, что перед началом предыдущего (2022) учебного года Пермский государственный медицинский университет стал размещать в информационном пространстве объявления о дополнительном наборе на бюджетные места. В последние годы я не интересовался вопросами поступления в мединститут – просто было не актуально – поэтому и не знал, как там обстоят дела. Доходили слухи о каких-то вполне приличных проходных баллах и трудностях с поступлением. И тут вдруг как гром среди ясного неба: учиться-то некому!

Сначала я решил, что это чисто локальная проблема: типа, провинциальный вуз, нет военной кафедры, потрёпанная учебная база и прочее. Позже стало ясно – везде так. И в столицах примерно то же самое.

Вообще-то, «тревожные звоночки» появились задолго до этого. В частности, в местное медицинское учи…, прошу прощения, медицинский колледж уже много лет, как принимают без экзаменов и без учёта результатов ГИА/ЕГЭ по принципу «ну придите уже хоть кто-нибудь!». Ну, думаю, ладно: среднее медицинское образование безумно популярным не было никогда, а сейчас столько возможностей плюс «демографическая яма» … Хотя, когда-то в начале своей врачебной карьеры в Краснодаре сталкивался с медсёстрами, окончившими училища в Пермской области, поскольку на Кубани это было… э-э-э… несколько затруднительно. С финансовой точки зрения, в смысле.

А сейчас мы имеем то, что имеем: недобор в медицинские вузы. И тому есть объективные системные причины, как с точки зрения кризиса здравоохранения в целом, так и демографические.

Думаю, первое, что останавливает абитуриентов, это суммарная (с ординатурой, ставшей фактически обязательной) продолжительность обучения: 6 + 2 = 8 лет. В массе других вузов формально аналогичного уровня образование можно получить за вдвое меньший срок. Поэтому первое, с чем надо разбираться, так это с последипломным образованием. На мой взгляд, есть смысл вернуться к прежней, ещё советской, системе: 6 лет института, а дальше, максимум, 1 год интернатуры с возможностью её прохождения на рабочем месте - за зарплату. Качество обучения от этого уж точно не страдало. Кстати, последипломная подготовка в тех же Штатах, резидентура, это работа за зарплату.

Я вот всё ума приложить не могу: чему люди могут два года учиться в ординатуре по УЗИ или по функциональной диагностике?! Вообще ординатуру стоит оставить для немногих, самых перспективных. И не сразу после вуза, а после приобретения опыта в специальности. Как это было раньше, в СССР.

Ну и отдельная тема - эта обязательное требование наличия диплома на любой должности в медицине. Какому дураку пришло в голову требовать диплом «младшей медицинской сестры» от санитарок?! Ведь в результате мало того, что дополнительные препоны создаются для сотрудников вообще, так и ещё и студенты лишены возможности подрабатывать.

В моё даже время было проще: уже после 1-го курса можешь работать санитаром, после 3-го - медсестрой, после 4-го - фельдшером. Очень многие работали.

А в современных условиях скоро видать от котов, живущих в больничном подвале, будут требовать сертификаты.

Разумеется, в рамках пересмотра последипломной подготовки, просто необходимо отменить вредительский приказ МЗ № 415н, запрещающий переходы порой даже в родственные специальности без двухгодичной ординатуры, буквально закабаляющий врачей с одной стороны и не позволяющий хотя бы частично решить проблему дефицита врачебных кадров с другой. Думаю, требования по переходу из любой специальности в любую должны ограничиваться 4-месячной профессиональной переподготовкой - как это было раньше. Исключения могут составлять «слишком крутые виражи». Например, переобучение выпускника санитарно-гигиенического факультета на «лечебника», но в этих ситуациях должны быть продуманы специальные программы, но не слишком громоздкие. И главное: учитывать жуткий кадровый голод в здравоохранении.

Кстати. Как-то эти события прошли мимо меня, но коллеги описывали их, когда в российской медицине где-то на излёте 90-х с проработавших многие годы врачей-лечебников, когда-то давно окончивших стоматологический и санитарно-гигиенический факультет, стали требовать профильные дипломы (то есть, лечебного факультета). Чем кончилось? Например, следующим: врачей скорой помощи с многолетним опытом работы перевели... в фельдшеры. С соответствующим снижением зарплаты, естественно. Нет, просто представьте: работаешь так пару десятков лет, подумываешь уже о пенсии, и вдруг тебе заявляют: «Согласно новому распоряжению минздрава, ты неправильный врач. Вот до этого был правильным, а теперь - нет. Или иди переучивайся, или ты средний медработник.»

Ну и ещё. Вот в 18 лет человек поступил медвуз. Через 8 лет (6 института + 2 ординатуры) ему 26 лет. С какой это радости он поедет куда-то на периферию? Да он последние 2 года «творческого ничегонеделания» приложит все усилия к тому, чтобы остаться в региональном центре. Пусть «старшим помощником младшего подметайлы», но зато в «стольном граде».

А пока… Тут намедни смотрел процесс зачисления в свою Alma Mater. Испытал чувство глубочайшего стыда. На лечебный факультет поступают с суммой баллов ЕГЭ менее 200 (сочинение, химия, биология). А злосчастный медико-профилактический факультет поступают «кадры» аж со 130 баллами.

Прошу прощения за сумбурность изложения. Накипело.

Мой канал в Telegram: https://t.me/+QVgUz09Z-iZiNTgy