Эрнст по антисоветской книжке сделал три сериала! Последний совсем недавно, в 2020 году. Осталась последняя часть, в которой ветераны-фронтовики пойдут убивать Сталина. Я не шучу, так в книге написано! Речь про сериал «Диверсант-2».
Как-то прошёл этот сериал мимо меня, а ведь многие его хвалили. Попался обзор сериала от товарищей с канала «Мнение». Во многих моментах разбор куда интереснее самой картины из телевизора. Смотрел с удовольствием. И тут же схватился за книжку.
Ну понятно, киноделы подлили антисоветчины в книгу о наших фронтовых разведчиках. Сериал-то снят очень неплохо.
Там и артисты блистательные: от Владимира Меньшова до Олега Табакова и Михаила Ефремова. Да и более молодое поколение зажигает. Владислав Галкин, светлая память, играет отлично. Тут же крепкие роли «Мухомора» и «Казановы».
Да и тема благодатная. «В августе сорок четвёртого» в полный рост. Только почему командир разведчиков пишет на них доносы?
Почему герои-фронтовики первым делом после Победы отправляются грабить и не скажу что германскую тётеньку и её дочек?
Почему персонаж Галкина в угаре расстреливает мирных немцев и отправляется в дурдом? А два его друга загремели в лагерь?
Нормально ли, что в мирной жизни после Победы ветеранам места не нашлось? Что главный герой за деньги работает мужем на час? И не краны он обслуживает.
Что в тылах бегают партизанские отряды. Только воюют они за фашистов. И как благолепно в оккупированной гитлеровцами деревне: «При Сталине такого не было»!
Дикость какая-то, не из книги же это взяли? Оказалось, прямо из неё. Низкий поклон сценаристам, что взяли только маленькую долю грязи.
Причём, книжка написана в наши дни, вышла в 2002 году. Автору на момент издания семьдесят два годика. Он День Победы в сорок пятом пионером встречал!
Впервые столкнулся с творчеством Анатолия Азольского. Ребята, это пострашнее «окопной правды» Астафьева. Накал бреда и антисоветчины чудовищный.
Повторюсь, Первый канал снял уже три сериала по этому бессмертному творению! Осилил книгу и решил, теперь вместо определенных слов буду «Азольский» говорить.
Я даже новый учебник Мединского проверять полез. Эта книжка, как и сериал «Диверсант» непременно должны в учебнике оказаться. Сильно удивился, когда не нашёл. Но думаю, включат обязательно. Такая фактура!
Стисните зубы, про эту книжку знать надо. Она написана плохо, очень плохо, даже стилистически. За текстом не заслуженный советский писатель на восьмом десятке. Нет, полное ощущение, писал озабоченный школьник.
Ни про будни фронтовой разведки, ни про боевую жизнь автор не знает ничего. Зато у него натуральные Джеймсы Бонды на страницах чётных убивают в одиночку немцев взводами. На нечётных страницах самые разнузданные постельные сцены.
Когда фантаст Бушков писал цикл про «Пиранью» у него тот же приём. Только у Бушкова это примета жанра, книжки умные, читаются легко и забавно. А у Азольского со страниц течёт только грязь и глупость.
Ну поехали. Автор по молодости лет, конечно, не воевал. Но книга замаскирована под фронтовые мемуары. Мол, пошёл добровольцем в пятнадцать лет в разведшколу.
С первый страниц потянуло нехорошим:
«Ни единого патрона к винтовке он на фронте не получил. Правда, в казенной части винтовки зияла просверленная дыра».
Да, мы помним этот миф. Одна винтовка на троих. Дождись когда убьют товарища, заберёшь его винтовку и в бой.
На первой же странице подросток Лёня Филатов (зачем поганить имя отличного поэта?) встречает красноармейца Алёшу. Тот бывший дворянин и вообще по нему «тюрьма плачет».
Это будущий друг и учитель парня. Алёша обещает разграбить Берлин за три дня. А девушек «Изазолить». Я же обещал словом «Азольский» заменять кое-что.
Кстати, в сериале фронтовики себя заставить такое не смогли. А в книге несколько дней двух девочек шестнадцати лет воины-победители «Азолили». И не только их.
Разумеется, с первых страниц «трупами закидали». И вообще сами виноваты, напали на добренького Гитлера:
«Великая держава, занимавшая одну шестую часть земной суши, втянула себя в очередную катастрофу и выбиралась из нее увеличением числа людей под ружьем».
Советская власть в книжке, разумеется, гораздо страшнее фашистов. Алёша рассказывает подростку:
«Все его двоюродные и троюродные братья и сестры были уже арестованы и умирали в лагерях, та же судьба постигла отца, мать, дядю и тетю. Мать покончила с собой в тюрьме. Отца забили палками на лагпункте».
Командир отряда, которого блистательно играет Галкин, ещё хуже. Он раскулачил отца и мать. Отчего те вскоре умерли.
«Кого заодно с матерью везти в район — на них указывал Григорий Калтыгин, ведя милицию по главной сельской улице и помечая мелом дома особо вредных кулаков и тех, кто препятствовал Гришке и агитатору портить девок».
Собственно, эти трое и есть чудо-разведчики. Это же патриотическая книга и сериалы про фронтовиков. Именно они показаны как храбрые герои и пример молодёжи. Как ненавидеть родную страну.
Первое же впечатление подростка по дороге в учебку – мать моет цыганёнка в колонке:
«Подставила под неё и визжащее смуглое тело натирала песком, потому что мыла — догадался я — на третьем месяце войны в стране уже не было, что уж тут говорить о снарядах, патронах и винтовках».
Ничего не было. Шапками закидали самую сильную армию мира, прошедшую Европу как вода сквозь песок. У нас и мыла не сыскать было, какие там снаряды!
Гражданин Астафьев на этом моменте отошёл покурить в сторонку. «Окопная правда» антисоветского дедушки творению Азольского проигрывает на три круга.
У главного героя никак не получается ненавидеть врага. Немцы же хорошие:
«Чтоб выжить и победить, мало удачи, нужна жестокость, прежде всего - к себе. От жестокости к себе и своим появится и ненависть к немцам».
Наш пионер попадает в разведшколу. Будущий герой Галкина, командир разведки Калтыгин показан откровенным негодяем. Он и внешне уродлив:
«Руки длинные, до колен, как у гориллы».
Впрочем, это описание относится не только к Калтыгину. Автор, в принципе, люто ненавидит любого советского солдата. Не верите? Читаем о типичном армейском старшине:
«Это кривоногое, въедливое и туповатое существо с треугольничками в петлицах уставом вознесено над мало-мальски думающими честными людьми, которых он третирует, злит, обманывает, дурачит и веселит неумением говорить по-русски».
Кстати, у всех антисоветчиков большую часть занимает тема, извините, туалета. Не могут они без этого. Азольский – не исключение.
Вот наши окопы, все гадят прямо под себя. А вот привезли немца для занятий – он выкопал себе отдельную ямку и прикрывает дёрном. Чтобы даже в этом не перемешаться с этими красными.
Такая же сцена будет дальше. В захваченной усадьбе наши танкисты загадили весь этаж и сожгли библиотеку. Потому что до туалета идти лень, а ведь туалет на том же этаже!
Писатель путает с «подвигами» фашистов. Это они топили нотами камин в музее Чайковского. Это они превратили в тир и казино музей Пушкина в Михайловском. А потом сожгли его.
Главный герой понимает, что Калтыгин «заваливает трупами». Рискует зазря разведчиками. Потому все гибнут, возвращается только сам Калтыгин.
В штабе это надоело. Потому разведчика с двумя молодыми бойцами решают отправить на смерть. Дать невыполнимое задание, ибо, надоел.
Воспитывает и обучает разведчиков настоящий сверхчеловек по кличке «Чех». Он творит чудеса в диверсиях.
При этом глумится над Сталиным и чуть не напрямую зовёт того дьяволом:
«Великая Победа произошла, случилась, возникла, явилась — волею неведомых нам обстоятельств и сил явно инфернального происхождения».
Сама собой победилась. Вопреки, конечно же. Благодаря, явно, дьявольским силам. Напомню – уже три сериала на главном канале страны! Три!
Не могу понять почему книга настолько графоманская. Ну не может человек в 72 года писать как двоечник-семиклассник. Да ещё и истекая слюнями на каждой постельной сцене.
Вот как подросток одолевает германского офицера с пристёгнутой к руке бомбой:
«Рванув дверцу машины, я выхватил пистолет из свисавшей руки майора и разрядил его в сгиб локтя, а потом взмахом финки отсек руку от тела, подхватив ее».
Мне интересно, гражданин Азольский за семь десятков лет ни разу мясо не разделывал? Хотя бы курицу не рубил? Финкой он руку отрубил, угу.
Женщины в книге соответствующие. На героя чуть не кидаются. За трофейный швейцарский ножик в городе бабы, натурально, передрались. Кто первая в койку за него потащит. Это уже клиника какая-то.
Самая крутая сцена почему-то до сих пор не вошла в сериал. Главный герой с девушкой вечером идут на танцы в школу. А там:
«На полу комнаты, занимающей тридцать или более квадратных метров, «Азольским» занимаются два или три десятка пар, производя акт этот в неимоверной толчее».
Что в голове у автора? Мне кажется, тут уже что-то клиническое. Это не фронтовые мемуары, это «Калигула» какой-то.
Грязи много. Чего стоит история как герой спасает хирурга. Тот отрезал бойцу раненую руку. И чуть не расстреляли доктора. Почему боец без руки не может стрелять? Армия лишилась солдата!
Герой, как собака, обнюхивает землю. Находит могильник с отрезанными руками. И по татуировке находит ту самую отрезанную кисть. Чтобы доказать, что отпилили её правильно. Что за дичь?
Вот ещё одна чудесная история из книги. Как работала Советская власть. Лесосплав, на него пригнали городских девушек:
«Прыгать с бревна в реке на бревно не умели и гибли ежедневно. Иногда две, чаще три горожанки. Как-то он составил отчет: за истекший день никто не погиб. Думал, его похвалят. А с лесоучастка телеграмма: плохо работаете, план не выполняете!»
До такого даже Солженицын не додумался! Кстати, в германской армии порядок и патриотизм. Никто не орёт славу Гитлеру и не вздрючивает солдат понапрасну. Это я цитирую автора. Он даже наши лозунги украл и отдал фашистам:
«У них было то, что выражалось словами: Всё для фронта, всё для победы!»
Это у немцев было, не перепутайте, не у нас.
Наши герои разведчики добыли секретную карту немцев. Там совсем другая линия обороны, не как у нас в штабе. Но командиры приказывают молчать.
Как же, карта докладывается самому Сталину. Как можно подставить десятки штабных офицеров. Не могли же они ошибаться!
А то что люди зря погибнут, наступая там, где нельзя? Я же докладывал карту! Командир отвечает рассудительно:
«Тебя расстреляют, мой юный друг. А загубленные жизни входят в так называемые систематические ошибки. Приборная ошибка буссоля — столько-то градусов, бинокля — столько-то метров, и тут уж ничего не поделаешь. Вот и количество убитых всегда планируется».
К концу книги сообщат, что из-за этой карты зазря погибли шестьсот тысяч красноармейцев. Неслабая цена трусости офицеров перед Сталиным.
Своих в книге не жалеют. Наших разведчиков на задании останавливает наш же патруль. Командир пытается пристроить бойцов штурмовать деревню.
Что сделали наши герои? Правильно, убили десять красноармейцев. Чтобы не отвлекаться от задания. Почему этого до сих пор не показали в сериале?
Читатель заскучал? Пожалуйста, Азольский живописует оргию в монастыре. Наши офицеры перепились, объелись жареными гусями и тискают на коленях молоденьких монашек. А потом ведут в номера, простите, в кельи.
Думаете, это конец истории? Держите карман. Читаем:
«Уже в штабе фронта узнали мы, что все офицеры, которых потчевали монашки в монастыре, будто бы заразились «Азольским» и что танкисты в злобе послали три танка - расстрелять из пушек монастырь за нанесенный армии ущерб».
Да, гражданин Азольский, внезапно, антисоветчик. Он об этом прямо говорит в книге устами героя:
«Вот тебе мой сказ о мировой революции, она камнем висит на шее трудящегося народа, эта мировая революция, изволь всех обездоленных обеспечить счастьем, они же им, этим счастьем, подавятся».
Сталин, как без Верховного. Один офицер тоже курит трубку. И страшно боится, что об этом узнает Сталин. Расстреляют, как пить дать, расстреляют.
Вот рассказ про совещание в Ставке. Все генералы упоённо врут про какие-то манёвры, учения. А ведь ни керосина, ни снарядов просто нет. Офицер называет командиров «собранием макак».
И тут офицер Халязин на клочке бумаги пишет Тимошенко, что это всё враньё. Бумагу перехватывает Сталин.
«И всё. Стало понятно, что разоблачены, что все они — психи и страна подводится ими к сумасшествию, если не подвелась».
Собственно, вся книжка потом - охота диверсантов, чтобы убить Халязина. И добыть его записку со страшной правдой. О безумии Сталина. А потом охота и за диверсантами, вдруг расскажут кому.
Для перебивки очередная постельная сцена. На сей раз в вонючем подвале с кровавыми бинтами. Ну не возбуждает медсестру чистая постель! Что у автора с головой?
Ура, наконец пришла Победа. Взвивается красное знамя над Берлином. Это не просто так, это сигнал Красной Армии:
«Над рейхстагом красное знамя, с него начинался отсчет тех трёх суток, что даются победителям на разгромление и разграбление города».
И началось. Воины-освободители строят перед домами германских тётенек. И пошло-поехало повзводно и поротно:
«Трое суток, уверил немку Алёша, будет длиться тотальное «Изазоливание», ибо это тот срок, который в состоянии выдержать настоящий мужчина, хапая и цапая, пристреливая мешающих ему обывателей и «Азоливая» детей и женщин. Зачем детей? — изумилась блокфюрерин. И Алеша выкрикнул: Чтоб привыкали! Ни один немец уже к ним не прикоснется! Только мы!»
И это не эксцесс слетевших с катушек разведчиков. Такое творится во всём Берлине. А офицеры это поощряют. Три сериала, Азольский, три снял Первый канал по этой книге!
«У дома остановилась машина, три офицера спрашивали, что здесь происходит. Вершу суд народов! - огрызнулся Алеша, и машина удовлетворенно покатила дальше».
Наши фронтовики едут к германской вдове. Дочкам по шестнадцать, через девять месяцев каждая родит по мальчику. Почему эту сцену постеснялись в сериале показать как она была в книге?
Герой Галкина, кстати, в книге не сошёл с ума. Он устроил бой против наших же. Положил полсотни красноармейцев пока его достали.
Отстреливаясь, рассказал чудесную историю про маршала Ерёменко. Будто бы тот на фронте очень любил гусей с черносливом. И гонял фронтовые самолёты за этим черносливом, а их сбивали.
Итог двух других героев-фронтовиков закономерен. Дворянин Алёша в лагере, потом на шахтах. Потом бежит в западную Германию, выкрав военнопленного. Сынка какого-то богатенького бонзы.
Наш Лёня попадает в рабство к председательнице колхоза. Её он прямо называет блокфюрером. Да-да, это она начинает сдавать его по часам голодным колхозным бабонькам. И опять не краны чинить.
И вот финалочка. Диверсант Лёня находит «Чеха». Тот смертельно болен, но предстоит самое главное, последнее дело. Пора бы снять про это дело новую часть сериала «Диверсант».
«Чех» даёт диверсанту почитать дневник охранника Гитлера. Диктаторы мыслят похоже. Слабые места одни и те же.
Нужно разработать убийство одного человечка. Карта без названий. Да это же Ближняя дача! Ветераны охотятся теперь на Сталина!
Но вождь умер сам, какое страшное разочарование. Всё уже было готово. «Чех» с расстройства приложил пистолет к виску. Незачем ему больше было жить.
И страна вздохнула с облегчением. Последний подленький пассаж писателя про евреев. Давняя знакомая представляется Инной Моисеевной. Осмелела, - вздыхает писатель, - раньше Михайловной была.
При живом Сталине было нельзя еврейкой быть. А вот отец еврейки настрадался от Сталина:
«Отец вот по делу врачей прокатился, хотя к медицине никакого отношения не имеет».
Чудесная книжка гражданина Азольского. Киноделы её переврали, это правда. Могли бы честно снять по тексту, гораздо страшнее бы вышел сериал «Диверсант».
А ведь как играют! Галкин, Меньшов, Табаков… Патриотическое кино. Три сериала на Первом. Гениальная книга!
Ну не «Повесть о настоящем человеке» экранизировать же! Гораздо лучше книжки в распоряжении сценаристов имеются!
Как по такому источнику можно снять довольно бодрый и захватывающий сериал – загадка. Но у Эрнста получилось.
Сериал смотреть не призываю, вместо этого для сравнения с книгой можно ознакомиться с обзором от товарищей по ссылке. Полный «Азольский»!