Некролог.
- Бабушка, что с тобой?
- Ах, Анечка, это ты? Прости, задумалась. Кстати, зачем ты спрятала нашу местную «прессу»? Ты думала, я не найду. Ты же знаешь, я не пропускаю ни одного выпуска. Пока я не настолько стара, чтобы забывать про свои повседневные привычки, - ласково поглаживая внучку по руке, произнесла Александра Яковлевна.
- Бабушка, ты, о чем? – попыталась удивиться внучка.
- Не ври, ты же знаешь, у тебя это плохо получается! К сожалению, ты не унаследовала моего актерского таланта, - чуть кокетливо отметила пожилая женщина. – Вы не хотели, чтобы я прочла некролог по Анатолию? Боялись, что я расстроюсь. Зря. Все мы рано или поздно там окажемся, как нам бы этого не хотелось.
В ответ, Анечка, просто молча, обняла любимую бабушку.
- Почему-то все уверены, включая и Вас моих родных, что он был моей первой любовью. Если Вам так нравится думать, то, пожалуйста, мешать не смею, но на самом деле это не так. У меня всю жизнь была только одна любовь, первая, единственная и последняя, это к твоему замечательному дедушке Митеньке, - на этих словах, Александра Яковлевна печально вздохнула. – А Анатолий был первым серьезным моим разочарованием.
- Бабушка, ты никогда нам об этом не говорила, - изумилась Анечка. – Расскажи, очень интересно.
- Да, что там может быть интересного, но если настаиваешь, то слушай.
Анечка быстро уселась напротив, подперев кулачками подбородок. В апреле ей исполнилось 22 года, но детские привычки сохранились, она принимала подобную позу приблизительно с года от своего рождения, когда что-то особо привлекало её внимание. Учителя в школе по этому поводу постоянно ей делали замечание, но так и не отучили.
- Начну с начала, хоть, ты и не раз уже слышала эту историю. Как тебе известно, на свет я появилась в 1948 году, в школу пошла в 1955, окончила 1965. За два года до окончания школы, мы переходили тогда в 9-ый класс, мы пришли на 1-ое сентября и не узнали друг друга, мальчишки все вытянулись в росте, девчонки начали приобретать округлые формы. Я все лето провела у своей бабушки Матрены в деревне. Все три месяца она кропотливо ухаживала за моей шевелюрой, моя мои волосы, то отваром из крапивы, то из ромашки, то еще из чего-нибудь «полезного», вследствие чего на 1-ое сентября я пришла с пышной вьющейся крупными локонами копной волос. Это обстоятельство, по-видимому, и разбило сердце Анатолия. Он просто ко мне, как Вы сейчас высказываетесь, приклеился. Поначалу меня такое внимание к моей скромной персоне веселило, потом начало раздражать, но однажды провожая меня после школы до дома, Толя поведал мне о своей мечте. Мечтал он стать послом или дипломатом в какой-нибудь восточной стране. Дальше он мне начал рассказывать про «восток», каждое сказанное им слово меня просто завораживало. Восток, дело тонкое, Петруха! – усмехнувшись, произнесла Александра Яковлевна. По моей реакции он понял, что зацепил меня и на следующий день приволок в школу целую авоську с книгами по востоковедению. С того самого дня мы поставили перед собой цель поступить в МГУ на востоковедение. Мы приступили к ежедневным совместным занятиям, родители Анатолия от этого были не в восторге. Его отец был крупным партийным работником, мать занимала руководящую должность в каком-то торговом учреждении, а я, что, дочь двух фронтовиков, работающих на заводе. Не о такой невестке они мечтали. Сама понимаешь, возможности, и как сейчас Вы выражаетесь статус, у наших родителей были разные. Анатолию наняли репетитора по изучению арабского языка. После чего он стал моим личным репетитором. Арабский язык мне давался легко. Дальше тебе известно, я поступила, а Толя нет. Для него это было страшным провалом. Весь следующий год он беспрерывно готовился к повторному поступлению, не помогло, не поступил. После чего в безальтернативной форме он мне заявил, что я должна отчислиться из университета, потому что так получается не честно. Его прорвало, он наговорил много лишнего, о том, что я украла его мечту, что он более одаренный, чем я, что я заняла его место и много прочей чуши. Я смотрела на него, а из моих глаз лились слезы разочарования. На этом мы и расстались.
- Бабуля, он повел в отношении тебя очень эгоистично, - запальчиво произнесла Анечка. – А ты колебалась?
- Конечно же нет. Он мне тогда показался таким жалким. Вся любовь прошла в момент. У человека всегда есть право выбора. И я свой выбор сделала не раздумывая. Послушав его и поступив иначе, я бы сломала себе жизнь. Я бы не встретила твоего деда, не родился ни твой отец, ни ты, я бы не сделала ослепительную карьеру дипломата. Я жила бы тенью неудачника. Толик пять раз был женат, а умер в полном одиночестве. Никто так и не оценил его таланта. С мужчиной не должно быть сложно, с ним должно быть комфортно, - задумчиво проговорила Александра Яковлевна. – Так, что новость о его кончине практически оставила меня равнодушной. Немного грустно, когда получаешь известие о смерти своих ровесников, это служит напоминание, что возможно и тебе осталось не долго.
- Бабушка, прекрати, ты у меня самая здоровая и молодая и проживешь минимум до ста лет!
Слова Анны оказались пророческими, Александра Яковлевна, скончалась 30-ть лет спустя на 101 – ом году жизни, в кругу своих родных и близких, перед смертью успев подержать на руках праправнучку по имени Александра.
#некролог#выбор#судьба#