Характер отношений между Жегловым и Шараповым в романе братьев Вайнер «Эра милосердия» является ключевым моментом. Накал страстей главных героев перекинулся и на актерскую среду, проявлялся на съемочной площадке Одесской киностудии, московских павильонах. Надо отдать должное, Владимир Конкин даже по прошествии почти полвека и всеобщем признании гениальности Высоцкого, не стремится в своих воспоминаниях понизить градус их бушевавшей неприязни. Что же происходило при создании 5-тисерийной советской детективной драмы, снятой в конце 70-х?
Выбор актеров на главные роли
Свое согласие на роль Жеглова от Владимира Семеновича было получено режиссером Говорухиным еще задолго до начала съемок. А вот в образе лейтенанта Шарапова видели самых разных актеров – Василия Ланового, Ивана Бортника и других. Но Говорухину «открытым текстом» заявили: «Если Высоцкий, то только Конкин».
После мегауспешного выхода фильма в прокат братья Вайнер продолжали утверждать, что Владимир Конкин плохо исполнил свою роль. Авторы не видели в начинающем оперативнике, пусть, милосердного, но не опытного военного разведчика. По их задумке, именно, образ Шарапова несет главный посыл рассказанной истории. А он оказался в тени популярного Высоцкого.
Назначенный свыше «звездный» артист Конкин обижался и отвечал взаимностью на их колкости. Он даже пытался уехать со съемок, собирал чемоданы. Вернуться ему помог Виктор Павлов (по роли бандит-фронтовик). Они поговорили, и Владимир Алексеевич немного успокоился.
Начало. Сцена в бильярдной
Сцен Жеглова с Шараповым в фильме, естественно, больше других. В первый день начали с игры в бильярдной. Помните, как мастерки натирал кий мелом Владимир Семенович? Совсем некстати к нему подошли случайные посетители. Известный актер и исполнитель бардовых песен грубо ответил обратившимся к нему людям.
Затем главный герой перекинулся в своем гневе на партнера по фильму. Конкин нервничал и сделал ошибку в произносимом тексте. Семенычу, якобы, нужно было улетать, он спешил, тревожная атмосфера передавалась всем. Молодой Владимир сказал, что совершил убийство Фокс – дубль запороли. Надо знать судьбу Конкина, чтобы понять насколько его ранили обидные слова. Он считал себя состоявшимся актером.
У Семеныча была своеобразная манера извиняться. После обвинений в адрес молодого коллеги в непрофессионализме, он ушел. Спустя время, вернулся. Конкин вспоминал, что понял это по стуку каблуков Жеглова, сделанных на заказ. По роману братьев Вайнер, капитан милиции был высокого роста. Высоцкий толкнул Конкина плечом в спину, мол «ладно, бывает всякое». Позже стало известно, что Высоцкий даже не улетал в тот день.
Подобных ярких вспышек больше не наблюдалось по отношению к молодому человеку, но между актерами напряжение сохранялось до конца работы. Особенно доставалось всем, когда Станислав Говорухин отлучался со съемок для важных поездок. Руководил процессом в его отсутствие Владимир Семенович. Несколько сцен были сняты при нем, внесены незначительные корректировки в сценарий. Говорухин признавался, что ему измененный вариант не нравился, но переснимать не было ни времени, ни возможности.
В отличие книжного оригинала от кино и заключается вкус подачи материала. Уже не представить другого Шарапова, остается признать факт, что Высоцкий той поры затмил бы любого актера. Даже цитируемые в народе фразы произносят в персональной манере, с хрипотцой и нажимом: «Вор должен сидеть в тюрьме. Будет сидеть. Я так сказал». Возможно, благодаря истинному противостоянию, а не подобострастию между главными героями, фильм получился «на все времена». Дочитали статью? А я отправляюсь пересматривать киноленту, ставшую легендой.