Найти в Дзене
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Альбом «Toxicity»: как американские армяне из System of a Down захватили музыкальную власть в мире

4 сентября 2001 года на прилавках магазинов появился второй студийный альбом коллектива System of a Down, получивший название «Toxicity». Поистине эпохальная запись, один из величайших релизов XXI века, входящий во многие списки лучших как у критиков, так и у простых слушателей, вроде меня. Как это часто бывает, музыка пришла прямо ко времени. Спустя несколько дней после релиза «Toxicity» распродался тиражом почти в четверть миллиона копий, дебютировав на вершине американского чарта Billboard. В неделю, когда Америка пережила 9/11. Более подходящего саундтрека тем событиям, чем музыка System of a Down, представить практически невозможно. Взять хотя бы первый сингл «Chop Suey!», самую прослушиваемую и просматриваемую песню в каталоге SOAD. «Песня о следующем: к умирающим людям будут относиться по-разному в зависимости от того, как они уйдут. Например, если бы я умер от передозировки запрещёнными препаратами, все бы сказали, что я это заслужил, потому что злоупотреблял этим, отсюда и фра
Начнём сразу с обложки. Вместо Голливуда – System of a Down. Настоящая «токсичность».
Начнём сразу с обложки. Вместо Голливуда – System of a Down. Настоящая «токсичность».

4 сентября 2001 года на прилавках магазинов появился второй студийный альбом коллектива System of a Down, получивший название «Toxicity». Поистине эпохальная запись, один из величайших релизов XXI века, входящий во многие списки лучших как у критиков, так и у простых слушателей, вроде меня.

Как это часто бывает, музыка пришла прямо ко времени. Спустя несколько дней после релиза «Toxicity» распродался тиражом почти в четверть миллиона копий, дебютировав на вершине американского чарта Billboard. В неделю, когда Америка пережила 9/11. Более подходящего саундтрека тем событиям, чем музыка System of a Down, представить практически невозможно.

Взять хотя бы первый сингл «Chop Suey!», самую прослушиваемую и просматриваемую песню в каталоге SOAD.

«Песня о следующем: к умирающим людям будут относиться по-разному в зависимости от того, как они уйдут. Например, если бы я умер от передозировки запрещёнными препаратами, все бы сказали, что я это заслужил, потому что злоупотреблял этим, отсюда и фраза "Ангелы заслуживают смерти’».
Дарон Малакян, как автор песни, дал свою чёткую трактовку.

Тактика записи «Chop Suey!» коррелирует с почти всем остальным материалом альбома – дикий неповторимый речитатив и далее мелодичный припев от Сержа Танкяна. Идеально ложится на тяжёлый метал и грувовые ритмы, с которыми тоже ассоциируется имя System of a Down.

«Chop Suey!» после терактов рекомендовали исключить из ротации радиостанций в США. Но остановить заведённую машину цензура практически никогда не могла.

Перед записью «Toxicity» у SOAD в багаже было порядка четырёх десятков песен. Первый одноимённый альбом и интенсивные гастроли позволили ребятам собрать преданную фан-базу и не особо переживать из-за того, что второй альбом окажется чуть хуже. Приятно понимать, что получилось всё совсем иначе.

Джон, Серж, Шаво и Дарон не всегда были дружны.
Джон, Серж, Шаво и Дарон не всегда были дружны.

А вот сессии звукозаписи были весьма напряжёнными, наполненными спорами, некоторые из которых перерастали в драки. Группа хотела звучать как можно более масштабно – даже если для этого приходилось сталкиваться лбами или прибегать к экспериментальным техникам.

«Оглядываясь назад, это забавно, но в тот момент настроение группы было на пределе, учитывая, что мы все были на одной стороне с одной целью – спродюсировать и выпустить нашу лучшую работу. Когда возникают трения, это означает только то, что мы не зашли достаточно далеко, чтобы решить все вопросы».
Говорил о записи «Toxicity» продюсер Рик Рубин.

Сам Рубин, к слову, фигура неоднозначная. Он точно является одним из главных продюсеров в истории музыки, но при этом «славится» тем, что смачно портит звук главных коллективов современности (слушать главные альбомы Red Hot Chili Peppers или позднюю Metallica – то ещё насилие над ушами). System of a Down он покровительствовал практически с первого дня коллектива, химия между ним и остальными музыкантами сложилась хорошая. Поэтому его работа здесь совсем не отвлекала от ярких риффов и текстов.

«Я пытался заснуть чуть позже 9 утра. Мой телефон разрывался от звонков, и это была моя мама. Она велела мне включить телевизор, и я увидел, как падает башня Всемирного торгового центра. Я подумал: “Это действительно происходит? Это прямой эфир?” Пока я смотрел телевизор и говорил с мамой по телефону, мне пришло сообщение от менеджера. Он написал: “Поздравляю, ваш альбом №1 в Billboard”».
История от бас-гитариста Шаво Одаджяна.

Не в последнюю очередь такому успеху поспособствовало происшествие. За день до выхода «Toxicity» System of a Down планировали сыграть бесплатный концерт в Лос-Анджелесе. В стране, где тогда правила балом одноразовая поп-музыка, 10000 фанатов собирались посетить площадку, вмещавшую не больше 3000. Разумеется, начались массовые беспорядки.

Что было дальше – история.

Возвращаясь к самому альбому, вновь напомню о его величии посредством прослушивания. «Chop Suey!», «Toxicity» и «Aerials» – безоговорочные хиты.

Life is a waterfall
We're one in the river and one again after the fall

Жизнь словно водопад. Мы вместе в реке и снова вместе после падения.

Но хватает красоты и вне синглов:

«Deer Dance» с её очевидным посылом, выходящим даже за рамки классической политики (почитайте перевод: станет понятно, откуда вообще берётся «Танец оленей»).

«Forest» о том, как важно беречь природные ресурсы.

«ATWA» – в ней Дарон Малакян рассматривает фигуру известного маньяка Чарльза Мэнсона под совсем иным соусом.

Но моим личным фаворитом всегда была чокнутая «Psycho». Малакян явно черпал вдохновение у Queens of the Stone Age с их «Feel Good Hit in the Summer».

Ещё и с гениальным живым перфомансом.

Оглядываясь назад, нельзя не отметить влияние «Toxicity» на всю последующую карьеру System of a Down. Она оказалась непродолжительной, но попытки даже сравняться с успехом альбома 2001 года были обречены на провал.

Но самое важное: музыка должна вызывать эмоции. Американские армяне их вызывали как никто другой.

«Мы не выступим на «Грэмми». Это то, что делают N*SYNC и Бритни Спирс, а не System of a Down».

Говорил Дарон Малакян в 2003 году. Вряд ли его мнение сильно изменилось.

Почитать рассказы о других знаковых альбомах можно, перейдя в подборку ниже:

Истории знаковых альбомов | Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке | Дзен

Мой Телеграм, где мы обсуждаем новости в более неформальной обстановке:

Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке
-3