Найти тему
My Side

Музыка Манчестера. Часть 2.

70-е годы. Социальная нестабильность и выход «молодых сердитых людей» на сцену истории.

Сейчас поговорим о панке. Итак, 70-е гг. Точнее, вторая ее половина. Это было время нестабильности в обществе, когда целое поколение молодых людей не чувствовало почвы под ногами. Массовая безработица господствовала повсюду. Неудивительно, что новое поколение нашло свое пристанище в таком маргинальном и бескомпромиссном течении, как панк. Если лет 10 назад, в 60-е гг. молодые люди, приверженцы движения хиппи, также бросали вызов этому миру, пуританской морали и стремились к свободной жизни, свободной любви, свободе самовыражения, жизни «вечно счастливых бродяг», то в середине 70-х гг. протест других молодых людей проходил под совершенно иным обозначением. Это был протест на «голодный желудок», если можно так выразиться. Протест озлобленный, ввиду отсутствия какого-либо комфорта и гарантий у этих самых людей. Огромные толпы молодых людей подались в нигилизм.

В отличие от миролюбивой «религии» хиппи, состоящей из разных восточных практик (Индуизм, буддизм, зороастризм), эзотерики и христианских ценностей, панк не имел никаких розовых очков, никаких апелляций к «вселенской любви» и прочего.. Молодые люди к середине 70-гг. дошли до ручки в своем отчаянии, не видели никакого комфорта. Это был новый социальный дискурс. Это более агрессивное взаимодействие молодежи с «социальной машиной», или же с системой, иначе говоря.

Причем, протест панков был и во многом эстетическим. Музыка, подача, визуальный образ панков разнился с музыкой и внешним видом топовых и модных тогда артистов. Новая музыка панков в корне отличалась от того, что тогда было принято слушать. А принято было тогда слушать таких музыкантов, как Led Zeppelin, Deep pirple, Питер Фремптон, Styx, Sweet, Pink floyd и других .Все эти исполнители имели звездный статус, существовали где-то на «олимпе», не говоря уже об их «навороченной» музыке. Многие из них, как «Цеппелины» или подобные им хард-рокеры выглядели помпезно - все эти супер-шоу, одежда в блестках, заигрывания со своей «сексуальностью», тексты песен про девочек.. Понятно, что человеку, недовольному жизнью, такая музыка претила. Респектабельность и кичинье своим статусом никак не вязалось с простым парнем или девушкой, желающими другой музыки, которая была бы их зеркалом. И такая музыка появилась. Это была уже музыка «сердитых молодых людей», как правило, исполнявшаяся такими же недовольными людьми из низших сословий. Тут надо оговориться - не все панк-рокеры были из рабочего класса. Среди них , безусловно, были выходцы и из более обеспеченных семей, но эти музыканты были прямой противоположностью «буржуазным» исполнителям, доминировавшим до них на сцене.

Легендарный клуб CBGB
Легендарный клуб CBGB

Панк-сцена имела два своих культурных центра - Лондон и Нью-Йорк. И там, и там панк имел свои особенности. В Нью-Йорке, в Манхэттене был легендарный клуб CBGB-OMFUG. Основатель этого клуба Хилли Кристал изначально хотел, чтобы в его заведении исполнялось кантри и блюграсс, но по иронии судьбы этот клуб стал местом выступления панк-коллективов и панк-исполнителей. Там играли и пели такие музыканты, как Television, Blondie, Richard Hell and the Voidods, Ramones, Патти Смит и другие важные фигуры в панк-культуре. В Англии известными и нашумевшими были анархо-панки Sex pistols с Джонни Роттеном в качестве вокалиста и отмороженным басистом Сидом Вишезом. The Clash - другая важная группа в панк-истории с фронтменом Джо Страммером.

Эстетический манифест ранних панков можно сформулировать так - «Сбросим с корабля современности «Битлов» и the Rolling stones». «Забудем все то, что было в музыке до нас». Этот можно сравнить с манифестом русских поэтов-авангардистов (Хлебников, Северянин, Бурлюки, Крученых) начала 20 века, стоящих у истоков нового языка «заумь» и порывавших с литературными традициями 19 века. Только они скидывали с «корабля современности» Толстого, Достоевского, Пушкина и прочих классиков. Вообщем, история повторяется. И те методы, которыми действовали наши поэты-новаторы, можно смело назвать «панковскими».

Sex Pistols
Sex Pistols

Что же касается группы Sex pistols, то остановимся на ней чуть подробнее. Делаю я это не из-за того, что считаю эту группу самой важной в панк-движении. Причина кроется в другом: именно «Пистолеты» сыграли важную роль в формировании Манчестерской сцены. Они, сами того не осознавая, полностью изменили музыкальный ландшафт этого города. Но об этом чуть позже.

Эта группа возникла на базе коллектива The Strand, основанного в начале 70-хгг. Группа репетировала на ворованных инструментах, так как на свои им пришлось бы слишком долго копить. Так сказал однажды вокалист той группы Стив Джонс. Он же в 1974 году попросил помощи в раскрутке некоего Малькольма Макларена, который в то время держал магазин Too Fast to Live, Too Young to Die, ориентированный на рокеров и байкеров. Позднее этот магазин переименуют в еще более емкое название - SEX! В этом магазине любили потусоваться участники этой самой группы. Вообщем, Макларен со своей бизнес-хваткой стал менеджером группы, пригласив в коллектив в качестве басиста Глена Метлока, работавшего в магазине Макларена. Затем прежний вокалист перешел на гитару, а нового вокалиста не было.. Это место срочно нужно было заполнить. И вот, в 1975 году, Малькольм заприметил у себя в магазине странного парня с взъерошенными волосами, щеголявшего в майке «я ненавижу Pink Floyd» ( слова «я ненавижу» он написал сверху маркером) и подпевающего музыкальному автомату. И хотя он не попал ни в одну ноту, а похож был на самого настоящего фрика, Макларен тут же понял, кем эта дыра в коллективе будет забита. Так у группы появился новый вокалист Джон Лайдон, он же Роттен(«гнилой»). Название было решено заменить на Sex Pistols, тем самым подчеркивая привлекательность «плохих парней». Можно и сказать, что группа была частично названа в честь магазина Sex, который стал центром всякой вызывающей фетиш-атрибутики.

Не буду слишком долго останавливаться на биографии данной группы, скажу лишь, что 28 октября 1977 года Sex pistols выпустили единственный студийный альбом на лейбле Virgin records, который назывался «Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols» («не грузись ерундой, вот тебе Sex pistols»). Этот альбом содержал все громкие и скандальные хиты группы, такие как «Anarhy in the uk», выпад в сторону Королевы Великобритании «God save the Queen», «Pretty vacant» и пр.. Вскоре после выпуска этого альбома группа распалась.

Но в 1976 году случилось эпохальное событие ...(Продолжение следует)