«Когда вдохновение не приходит ко мне, я прохожу полпути, чтобы встретить его». (З.Фрейд).
В книге «Всё о жизни» известного и, горячо мной любимого писателя и философа Михаила Веллера, находим следующие строки по поводу Вдохновения:
«...Вот человека что-то сильно взволновало. Определённый участок мозга пришёл в сильнейшее возбуждение. Этот очаг возбуждения доминирует над прочими. Доминанта бывает так сильна, что прочие участки возбуждения «забиваются» ею, гасятся, слабеют, делаются неразличимыми: максимум энергии мозга сосредоточен на главном.
... «Вдохновение» художников и учёных - это сильнейшее перевозбуждение нервной системы, голод-холод перестают ощущать, и такие озарения им хорошо помнятся. А что при этом разные носки надел, или соль в чае размешал, или про поездку забыл - какая ерунда, слишком он сосредоточен на другом, на главном».
§ 1. Различные определения Вдохновения.
Определений Вдохновения очень много, наверное, столько, сколько людей на Земле, так как каждый человек имеет своё представление об этом состоянии, в зависимости от своего видения мира, от своей эмоциональности, от своего темперамента, да мало ли от чего ещё.
В толковом словаре Даля я обнаружил следующее определение этого состояния: «Вдохновение - это восторженность, сосредоточение и необычное проявление умственных сил».
Вместо того, чтобы рассуждать о Вдохновении, как понимаю его я, думаю есть резон просто привести здесь несколько определений, которые мне понравились.
Современная психология трактует Вдохновение как «психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. Оно является одной из главных предпосылок процесса творчества и связано с наличием огромной сосредоточенности внимания, с мобилизацией памяти и воображения, с интенсивной работой мышления. Всё это сопровождается обычно резким ограничением направленности личности, отключением её от того, что не имеет непосредственного отношения к решаемой творческой задаче».
Известный писатель Владимир Набоков описывает состояние Вдохновения, как «приуготовительное мреяние, не лишённое сходства с некой благодатной разновидностью ауры, предваряющей эпилептический припадок... Следующая стадия вдохновения есть нечто пылко предвкушаемое - и теперь уже не анонимное... Рассказчик предчувствует, что ему предстоит рассказать».
Я, пожалуй, соглашусь с поэтессой Натальей Пахомовой, которая утверждает, что о Вдохновении можно писать только в состоянии Вдохновения. Очень часто, говоря о Вдохновении, художники (поэты, писатели, музыканты, живописцы) прибегают к различным образным иносказаниям, метафорам и ассоциациям.
«Вдохновение не что иное есть, как живое ощущение, дар неба, луч божества. Поэт, в полном упоении чувств своих, разгораяся вышним оным пламенем... приходит в восторг, схватывает лиру и поёт, что ему велит его сердце. ...От вдохновения происходят бурные порывы, пламенные восторги, высокие божественные мысли, выспренные парения, много содержащие изречения, таинственные превращения, живые лицеподобия» (Г.Р.Державин).
«Вдохновение - это состояние, когда с предельной мощью раскрываются все творческие возможности личности; бьют полным потоком все источники энергии; разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя друг друга.
Оживает прапамять, прихотливо сплетаются логика мысли и магия образов, неожиданно возникают не предугаданные видения, рождаются прозрения, и как бы силой колдовства всё это выстраивается в слова текста, воплотившего предчувствованное когда-то, задуманное когда-то, но теперь ставшее явью, поражающей непредвиденным совершенством, глубиной идей и живописностью картин самого автора. Эти часы не только
продуктивны (человек делает больше), но они благотворно сказываются и на качестве труда: он всё делает лучше, ловчее, виртуознее. Состояния эти истощают духовные силы, но дарят просветление» (Гончаренко Н.В.).
«Но бывают другие минуты, когда сильно и смело рвёшься вперёд, когда видишь, понимаешь всё, что казалось раньше непонятным и непостижимым; тогда чувствуешь какую-то особую живую силу в себе, чувствуешь ясную, непонятную, невыразимую словами связь с тем, что будет работать на том же пути много позже... те силы, какие скрываются в материи... я хочу узнать те причины, которые заставляют её являться в тех правильных, математически гармоничных формах, в каких мы всюду видим и чувствуем её. И одно из звеньев этой гармонии материи мы сами и все живые существа» (В.И. Вернадский).
Вернадский в этом определении говорит о Вдохновении не только, как об особом состоянии духа, но и о связи творческой силы человека с творческой мощью Природы, об осознании себя как частички Космоса, звена гармонии, ощущении своего места в цепи человеческих поколений.
Интересно высказывание Гегеля о сущности Вдохновения, в котором он развенчал мысли о непостижимой, божественной силе этого состояния.
Итак, читаем: «Истинное вдохновение возникает поэтому при наличии какого-нибудь определённого содержания, которым овладевает фантазия, чтобы дать ему художественное выражение. Художественное вдохновение заключается именно в том, что поэт полностью поглощён своим предметом, целиком уходит в него и не успокаивается до тех пор, пока он не придаст художественной форме законченный, отчеканенный характер».
Борис Пастернак в своих стихах выражает мысль о том, что «вдохновение можно рассматривать как стороннюю силу, которая подчиняет себе человека и буквально заставляет его творить».
Если (по утверждениям многих поэтов) принять тот факт, что не поэты пишут стихи, а «стихи их пишут», то можно в этой связи процитировать французского поэта Поля Валери: «Вдохновение - это гипотеза, отводящая автору роль наблюдателя». То есть, в процессе творчества рядом с автором появляется некий «дух», который собственно и творит.
Можно ли каким-нибудь образом призвать этого «духа»? Можно ли вызвать у себя Вдохновение? Ответы на эти, и многие другие вопросы мы дадим в следующем параграфе.
«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений...» (А.С.Пушкин).
Думаю, что ключевым словом в этом определении Вдохновения является «приятие», т.е. необходимо особое состояние, которое будет как бы «посредником» между ощущениями (впечатлениями) и расположением души.
«Вдохновение - это состояние, в котором человек способен активно и инициативно действовать, творить, создавать, решать сложные задачи. На пике вдохновения приходят в голову самые оригинальные и смелые идеи, строятся самые «наполеоновские» планы, создаются гениальные произведения искусства и совершаются безумные поступки. Оно способно внести остроту и яркость в жизнь самого обычного человека и, порой, раскрыть его личность с самой неожиданной стороны». (Интернет-сайт).
«Вдохновение - это огонь светлый, чистый, но не разрушающий, а созидающий. Огонь материальный, сжигая, разрушает, обезличивает. Огонь вдохновения творит и, наоборот, из бесформенной материи создаёт индивидуальность». В заключение хотелось бы высказать свою точку зрения на состояние Вдохновения.
Я, конечно, согласен со всеми определениями Вдохновения, которые были представлены выше. Однако, в большинстве своём эти определения делают упор на эмоциональную составляющую, никак не затрагивая внутренние ресурсы человека.
Так вот, по-моему глубокому убеждению, миг Вдохновения - это доступ к ресурсам человека, заложенным Природой.
Интуиция, озарение, инсайт, состояние «игрок в ударе», «пиковая форма» (в спорте), как и Вдохновение являются доступом к ресурсам человека, которые, как мы знаем, неограничены.
Происходит как бы открытие некоего «клапана», который сдерживает потенциальные возможности (внутренние ресурсы) человека.
Как говорил классик - все люди рождаются гениями, и только социум (детский сад, школа, семья, работа, государство, друзья и т.д.) делает из
гениев обычных, в большинстве своём «серых» людей. Правда заключается в том, что большинство из нас «спящие гении»!
§ 2. Необходимые условия.
Любая работа (любое дело, любое занятие) делается с удовольствием, если к Вам «пришло» Вдохновение.
Что надо предпринять, чтобы Вдохновение «возникало» как можно чаще?
Большинство людей считают, что Вдохновение непредсказуемо и «приходит» в основном к творчески одарённым личностям. Возможность создания необходимых условий для возникновения особого подъёма душевных сил (Вдохновения), как правило, воспринимается ими с сомнением. Конечно, сложно рассчитывать, что вдруг, из ниоткуда придёт Вдохновение, если человек не обладает достаточными знаниями, или занятие (работа) ему не интересно.
Упорный труд, обеспечивающий высокий уровень компетенции, будет непременным условием того, что в какое-то время придёт ощущение возможности «покорить любые вершины».
П. 2.1. Совершенствование профессиональных навыков. Труд.
Первым и основным условием для достижения Вдохновения является напряжённый труд, постоянная учёба, совершенствование знаний, улучшение профессиональных навыков.
Хорошо известно высказывание Чайковского о том, «что Вдохновение - гостья капризная и не любит посещать ленивых».
Убедительным доказательством того, что творческое Вдохновение-закономерный результат напряжённого труда, является то, что на него нельзя опереться, то есть воспользоваться его воодушевляющей силой в той области, которую не знаешь.
Однако, некоторые представители так называемого «неоавангардистского искусства» пытаются сочинять на рояле музыку, не умея играть на нём, или создавать на холсте картину, не умея рисовать и т.д., полагаясь только на внутреннее озарение и творческий порыв.
Известный композитор И.Ф.Стравинский по этому поводу писал: «Профан воображает, что для творчества надо ждать Вдохновения. Это глубокое заблуждение. Я далёк от того, чтобы совсем отрицать Вдохновение, напротив, Вдохновение - движущая сила, которая присутствует в любой человеческой деятельности... Но эта сила приводится в действие усилием, а усилие - это и есть труд».
Если нет знаний и навыков, то никакое Вдохновение Вас не осенит, это касается любой области деятельности. Например, о степени художественного мастерства надо судить не по способности художника «вызывать» у себя состояние Вдохновения, а по уровню его профессионального искусства, по качеству созданных произведений.
Связь труда и Вдохновения очевидна, однако нельзя считать, что труд и Вдохновение взаимо заменимы, или, что их можно чётко отделить друг от
друга, как совершенно разные этапы деятельности. Они взаимо проникают, стимулируя один другого.
п. 2.2 Наблюдательность.
Вторым условием для «появления» Вдохновения является наблюдательность. Вспомните состояние, когда работа (дело, занятие) ладилась: как Вы себя тогда чувствовали, что делали? Возможно, Вы испытывали сильные эмоции? Постарайтесь воспроизвести подобное состояние или создать необходимые условия для работы.
Например, Оноре де Бальзак не мог писать днём, перенося творческий процесс на позднее время (иногда на глубокую ночь). Известному советскому физику Л.Ландау для генерации идей необходимо было создать особую обстановку расслабленности и комфорта, он любил окружать себя красивыми женщинами, быть в обществе интересных людей.
Воспроизводство состояния Вдохновения в нейролингвистическом программировании (НЛП) осуществляется с помощью «якорей».
В третьей части книги мы подробно будем говорить о применении методов НЛП для «включения» одной из разновидностей Вдохновения - состояния «игрок в ударе».
п. 2.3 Ритуалы.
Ритуалов, «заряжающих» человека на Вдохновение существует огромное количество. О многочисленных ритуалах, применяемых спортсменами, хорошо известно. Различные ритуалы существуют и у творческих людей. Например, композитор Брамс, призывая Вдохновение, перед работой интенсивно начищал свои ботинки. А писательница иронических детективов Дарья Донцова, игнорируя современные достижения оргтехники, создаёт свои произведения вручную - пишет обыкновенной ручкой. Примеров использования ритуалов в различных областях деятельности человека можно найти бесчисленное количество.
Однако, необходимо сказать, что ритуалы также относятся к категории «якорей», используемых в НЛП (см. часть 3).
Вывод: Ритуал автоматически настраивает на особое состояние психики, которое позволяет подключиться непосредственно к информации, хранящейся в подсознании.
п. 2.4 Сбор информации.
Генерировать идеи, писать книги, сочинять стихи, рисовать (писать) картины на пустом месте очень сложно. Правда состоит в том, что люди не могут создавать, не основываясь на чём-то. А потому, следует приступить к сбору информации, которая Вам интересна, и начать её обрабатывать (анализировать).
Откуда брать необходимую информацию? Ответ на этот вопрос проиллюстрирую на собственном опыте. Речь пойдёт о моей книге «Психология бильярда. Каталы».
Идея написания книги о каталах возникла ещё в 2007 году, когда я, будучи в Томске, совершенно случайно в бильярдной встретил одного из
томских катал (знакомы мы были с конца восьмидесятых годов прошлого века). Я почему-то думал, что Альберт (назовём каталу Альберт) уже давно или «сидит», или занялся другим ремеслом, или (прости Господи) его уже в живых нет. Однако, Альберт, по-прежнему «обувал» лохов по бильярдным.
Тут я решил, что обязательно должен написать о каталах, высказать свою позицию по поводу этих (как бы мягче выразиться) шакалах с кием в руках.
Но, одно дело идея, и совершенно другое -написать книгу. Информации было «ноль», если не считать хвастливые рассказы самого Альберта двадцатилетней давности о том, как он, ещё совсем молодой игрок, в паре с опытным каталой «чесал» лохов на Черноморском побережье Советского Союза.
Для начала я купил и прочитал все книги по Русскому бильярду, какие смог только достать (сейчас в моей коллекции по бильярду насчитывается более тридцати книг). Но в этих «замечательных» книгах кроме описания технических вопросов, о каталах не было ни слова.
Потом я «пошёл» в Интернет. Кое-что там нашёл, но информации о каталах было «кот наплакал». Следующим шагом было «приставание» к знакомым и незнакомым бильярдистам с целью «выудить» у них хоть что-то из их игрового опыта о каталах. Опять - немного информации. Кто будет
рассказывать, как когда-то нарвался на каталу? Никто!
После года такой работы (по сбору информации) я сел за стол и составил примерный план книги, т.е. о чём я хотел бы написать. Тем таких оказалось много - от методов манипулирования, до женского бильярда. Опять, - покупка и чтение книг по психологии, «гуляние» по Интернету, первые черновые варианты рукописи, исправления, дополнения черновых вариантов, перерывы в работе (уже просто тошнило от катал.
Прошёл ещё год сбора информации. Книга всё ещё не вырисовывалась.
Я оставил «Катал» и начал новую книгу «Неизвестная игра», которая благополучно вышла в свет. Потом, я снова вернулся к «Каталам», «словил» Вдохновение и за два месяца закончил книгу.
Вот Вам наглядный пример - откуда брать информацию. Теперь, после четырёх лет работы над «Каталами», мне кажется, что я собрал не всю информацию по этой теме, которую мог бы собрать.
Думаю, что самый надёжный путь к Вдохновению - это именно сбор информации. Чем больше информации на заданную тему Вы соберёте, тем больше идей возникает. В какой-то момент «информационная чаша» (чаша собранной информации) переполняется и уже хочется высказать своё мнение по данной теме; вот тут-то и появляется Вдохновение.
п. 2.5 Мотивация.
Без всякого сомнения, мотивация является необходимым условием для «достижения» Вдохновения. О мотивации мы подробно говорили выше (гл. «Мотивация и стимул»), не будем повторяться, скажем лишь, что в творческом процессе всегда необходимо помнить конечную цель. Лучше всего, конечную цель записать на бумаге и держать перед глазами.
п. 2.6 Процесс.
Не пытайтесь создать что-либо совершенное, просто начинайте действовать так, как считаете нужным. Порой искусство Вдохновения заключается в самом процессе. Моя одноклассница говорит, что писатель должен писать каждый день, даже если он пишет ерунду.
Очень часто сам процесс работы над чем-нибудь вдохновляет, «заводит» так, что невозможно остановиться. Останавливаться и не надо. Творите до тех пор, пока не «кончится» Вдохновение.
Помните, что исправить, дополнить, усовершенствовать что-то намного легче, чем создать новое. Когда я под действием Вдохновения пишу книгу, то не задумываюсь о том, как получится -хорошо или плохо. Зато потом, всегда можно дополнить или исправить уже написанное. Кстати, улучшение уже написанного текста, тоже вызывает Вдохновение.
Вообще, создание чего-либо (стихов, картины, книги, нового прибора) под действием Вдохновения - это кайф, который не сравнится ни с чем. Когда человек творит, то он это делает в первую очередь для себя, совершенно не надеясь, понравится его творение кому-то, или нет. И это правильно! Как говорит мой брат: «Если Вам не нравится эта книга, то напишите свою».
И ещё хотелось бы добавить, что в процессе работы под Вдохновением человек продуктивно (эффективно, качественно и с полной отдачей) проводит время.
п. 2.7 Тотальность.
Под тотальностью я понимаю полное интеллектуальное и эмоциональное сосредоточение на том, чем человек занимается. Другими словами, полная концентрация или погружённость, это и есть тотальность.
Можно привести следующий пример: женщина на кухне во время мытья посуды, смотрит телевизор, одновременно думает о детях, о муже, о покупках в магазине на следующую неделю, и при этом, умудряется говорить по телефону. Всё это отвлекает её от основного вида деятельности - мытья посуды. В результате - посуда вымыта некачественно или неэффективно проведено время.
То же самое в любом деле. Если Вы не полностью сосредоточены на нём, то деятельность протекает менее результативно, менее эффективно и менее качественно.
Вывод: тотальность - необходимое условие для Вдохновения.
п. 8.2 Планирование.
Начало работы с чистого листа не всегда пробуждает Вдохновение, и может закончиться сплошным расстройством. Необходимо составить план деятельности. Использование плана позволит Вам собрать и организовать свои мысли. К тому же, если Вы теперь прервёте свою работу, а затем вернётесь к ней снова, то будете иметь точку, от которой можно оттолкнуться и двигаться дальше.
Знание не только конечной цели (мотивация), но и «маршрута движения» (план) может способствовать Вдохновению.
В процессе работы над книгами я много раз убеждался в том, что очень важно в начале работы составить подробный план - план книги, план каждой главы, план всех параграфов. Если такого плана нет, то мысли и идеи «разбегаются» в разные стороны, концентрация теряется, и ни о каком Вдохновении не может быть и речи.
Некоторые психологи говорят о том, что, если предстоит большая работа, то её надо разбить на части. Я полностью разделяю это мнение, так как, разбивая свой труд на несколько частей, Вы «находите» Вдохновение и Мотивацию для того, чтобы закончить работу.
п. 2.9 Вера в себя.
Еще одним обязательным условием для достижения Вдохновения я считаю - веру в себя. Когда в себя веришь, то любое дело идёт легче. Когда дело идёт удачно, то верить в себя легче. Это как снежный ком.
Во Вдохновении это закольцовывается: дело пошло, я верю в себя, дело идёт ещё лучше! Можно утверждать, что в состояние Вдохновения легче «входят» те, кто в себя верит, и кто своё дело умеет делать классно.
По этому поводу П.И.Чайковский писал так: «Я сажусь за фортепиано и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех пор, пока не придёт вдохновение».
Если Вы хотите ждать Вдохновения, находясь вне дела, то ждать придётся долго. И не факт, что Вдохновение вообще придёт.
Вдохновение любит активных! Физиологи утверждают, что для «запуска» оптимальной работы мозга требуется не полный покой, а некоторый уровень «шума активности».
Выспаться, отдохнуть, успокоиться, конечно, важно, но далее, для Вдохновения необходим некий «стартёр» запуска. Например, Маяковский легче всего писал, когда ехал в трамвае, научные работники любят думать во время ходьбы или спокойного бега.
§ 3. Творчество. Вдохновение и интуиция.
«Интуиция - феномен подсознательного вмешательства в творческий процесс неосознанных импульсов, играющих иногда исключительную роль в том порыве мысли, следствием которого являются её наиболее продуктивные взлёты» (Н.В.Гончаренко).
Очень часто именно интуиция подсказывает догадку, то есть подготавливает тот «творческий скачок» мысли, который приводит неразрешимую ранее проблему к решению.
«Интуицию понимают, как непроизвольный, бессознательный акт творчества, как неосознанное предвосхищение логических выводов, догадку, как уверенность в правильности научных гипотез, ещё непроверенных и недоказанных опытным путём, как творческое вдохновение и экстаз» (Грузенберг).
Несмотря на то, что Вдохновение и интуиция очень часто сопутствуют друг другу, они отличаются. Об интуиции мы говорили выше. Однако...
Вдохновение, являясь катализатором всех творческих возможностей человека, усиливает интуицию, которая сокращает ход логического мышления и, миновав цепь доказательств, приводит прямо к выводу.
Современная психология не сводит сущность интуиции к проявлению подсознательного, но и не отрывает её (интуицию) от последнего.
Интуиция не «совершается» в обход разума и мышления человека.
Можно сказать, что интуиция - это особый тип мышления, когда его этапы протекают мгновенно, неосознанно и ясно, определённо ощущается только результат мышления - истина.
Интуиция - это не беспорядочное воображение, а «понятие ясного и внимательного ума» (Декарт).
Интуиция тем ярче (её внимательность в процессе творчества, тем действеннее), чем большим опытом обладает творец, чем шире и глубже его знание Мира. Некоторые психологи склонны отождествлять интуицию с подсознанием, сводя всё творчество (особенно творчество великих людей) к проявлению подсознательного. По их мнению, гений как раз и обладает способностью «включать» мир подсознательного в активную деятельность. Другими словами, в творческом процессе всё самое существенное (по мнению некоторых психологов: Кларка, Фрейда, Хейна и др.) решается, якобы, на уровне интуиции, подсознания.
Непонимание механизмов интуиции приводило некоторых учёных к её мистификации и божественному толкованию.
Французский философ А.Бергсон утверждал, что художник принадлежит к числу «совершенных существ», которые всё познают интуитивно, охватывая мир широко универсально. По его мнению, художник принуждает нас видеть то, чего мы обычно не замечаем.
Думаю, что высказывание Бергсона о том, что художник не должен изучать Мир, так как он сам его создаёт, является ошибочным.
Интуицию, как составной элемент творческого процесса, трудно выделить на каком-то его этапе с большей или меньшей точностью; в самом же результате творчества трудно и даже невозможно указать конкретно на её «вклад». Интуиция, как и Вдохновение может «посетить» Вас как в начале творческого процесса, так и в конце.
Из своего личного опыта могу сказать следующее: иногда работаешь целый день без всякого Вдохновения, просто, чтобы закончить начатое, а иногда Вдохновение присутствует с первой минуты и, тогда невозможно остановиться.
§ 4. Вдохновение. Физики и лирики.
Давно является «медицинским» фактом, что у «технарей», людей, казалось бы, далёких от художественной деятельности, занятия искусством заметно развивают профессиональное мышление - конструкторское, инженерное. Можно привести массу примеров того, как выдающиеся учёные черпали Вдохновение в произведениях искусства и сами увлекались различными видами художественной деятельности и художественного творчества (музыка, живопись, литература).
Нам также известно суждение А.С.Пушкина о том, что в геометрии Вдохновение нужно также, как и в поэзии.
Если, во-первых, Вдохновение - это эмоциональное состояние, мобилизующее интеллектуальные силы человека, а во-вторых, Вдохновение - это психическая энергия, сродни волевому порыву, как бы толкающая человека к действию, то можно сказать, что Вдохновение - это категория не только психологическая, но и эстетическая, сплетённая с устремлённостью человека к созданию эстетического продукта.
Вдохновение всегда вызывает воображение, без которого эстетическая деятельность не возможна, но без него также невозможна и научная деятельность. Однако, воображение следует отличать от фантазии (фантазирования): во-первых, воображение более непосредственно и привязано к актуальной ситуации человека, в то время как фантазия не предполагает обязательной привязки к данному моменту и может не быть связана с актуальным социокультурным, либо психологическим состоянием человека.
Развитое воображение учёного - база генерирования «безумных» идей. «Безумные» идеи -база научного и технического прогресса.
Следовательно: «...если в школе искусство и научно-техническое творчество объединить в один блок, в один мега предмет, в одну деятельность, - в головах учеников будет заложена база продуктивного мышления, венцом которого станут великолепные изобретения, идеи, художественные произведения. Но лишь для того, чтобы потом выпускники смогли выгодно реализовать себя на рынке труда, на рынке личностей, но и для того, чтобы вокруг них складывалась атмосфера жизненного созидания, а не жизненного разрушения» (В. Лысенко).
У рыночной экономики, широко внедряемой сейчас в России, есть одна (на мой взгляд) плохая черта: она (рыночная экономика) способствует внедрению узкой (уж очень узкой) специализации во все сферы жизнедеятельности общества и не склонна поощрять «широкую профессионализацию», то есть внедрение многих специальностей в деятельность одного работника. Такое положение дел чревато дезинтеграцией общества не только в производственной, но и в социальной сфере, отчуждением людей от предмета собственного труда, и друг от друга. Кроме того, узкая специализация в значительной степени ограничивает пространство творчества работника и расширяет пространство для безупречного исполнительства.
Более того, элемент творчества становится опасным в деятельности узкого специалиста. Но, изгоняя творчество из собственной профессии, «специалист» отнюдь не компенсирует понесённую утрату творчеством в быту. Отнюдь нет. «Специалист» упрощает себя во всех сферах собственной жизни. Таким образом, он понемногу вытесняет из себя человека (творческую личность), становясь робото-подобным существом.
Чтобы хоть как-то противостоять таким тенденциям развития личности, необходимо налаживать (совершенствовать) формы взаимодействия «физиков» (теоретиков и практиков) с «лириками» (людьми искусства).
§ 5. Вдохновение по заказу.
Возможно ли Вдохновение по заказу? Как найти источник Вдохновения?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Думаю, что основным источником Вдохновения является постоянный процесс самосовершенствования (саморазвития), который заложен в человеке Природой.
Если человек создаёт себе благоприятную среду для творчества, то он может «вызвать» Вдохновение по заказу. Источником Вдохновения может быть музыка, живопись, кино, книги.
Чтобы «вызвать» в себе Вдохновение, можно использовать различные психологические техники, например, методы нейролингвистического программирование, или самогипноз (см. часть 3).
§ 6. Достижение Вдохновения при помощи изменения пульса.
Ни для кого не секрет, что практически все люди в той или иной степени занимаются творчеством: кто-то ищет более прибыльную схему уменьшения налогов, кто-то пытается на своей даче вырастить помидоры невероятных размеров, кто-то берёт лопату и, совершенно бесплатно, очищает от снега свой подъезд, кто-то пишет книги.
Во всех этих видах деятельности очень важную роль играет такое состояние, как Вдохновение.
В состоянии Вдохновения мозг работает как компьютер, принимая быстрые и точные решения, а тело становится лёгким. Человек в таком состоянии может горы своротить.
Бесспорно, каждый человек хотел бы, чтобы Вдохновение «посещало» его как можно чаще. Однако, как считают поэты, муза - женщина вздорная и непостоянная, поэтому может, как прилететь в любую минуту, так и улететь, когда ей вздумается.
Помните, как в песне В. Высоцкого: «...меня сегодня муза посетила; так немного посидела и ушла...»
Так вот, поэты, говорящие о вздорности музы, мягко говоря, не правы. Дело в том, что поэты не знакомы с законами физиологии.
Современная физиология утверждает, что Вдохновение можно и нужно научиться «включать» по собственному желанию.
Если Вы не знакомы с трудами К.С.Станиславского, то Вы наверняка не знаете, что он ещё в начале двадцатого века говорил и писал, что каждый актёр обязан научиться вызывать состояние Вдохновения именно в ту минуту, когда это необходимо (см. главу «Вся наша жизнь игра. Система К.С.Станиславского).
Чаще всего состояние Вдохновения требуется спортсменам (да, простят меня поэты, писатели, художники, учёные и другие страждущие).
Именно в состоянии Вдохновения тело становится послушным, ловким, сильным: и тогда у футболиста мяч летит точно в «девятку», у борца появляется кошачья ловкость и цепкость, штангист поднимает рекордный вес, бильярдист забивает труднейшие шары почти не целясь и т.д. и т.п.
Современные «продвинутые» спортсмены понимают, что тренировать необходимо не только физическое состояние, технические навыки, но и состояние Вдохновения.
Вы скажете, что это невозможно? Не торопитесь, друзья мои, с выводами.
Будем использовать опыт спортсменов, чтобы научиться «входить» в состояние Вдохновения в любую нужную для нас секунду.
Но, для начала, ещё раз ответим на вопрос: «Что такое Вдохновение?»
Вдохновение - это состояние вполне определённого эмоционального возбуждения, сила волнения. Но тут есть один очень важный нюанс, о котором мы уже говорили в предыдущей главе: избыточное возбуждение («предстартовая лихорадка») сковывает, недостаточное возбуждение («апатия») вызывает вялость и нежелание бороться. Необходима (как это всегда бывает) «золотая середина».
Этой «золотой серединой» и является Вдохновение, которое в спорте называется «оптимальная боевая готовность».
Оптимальная боевая готовность - это именно тот уровень силы волнения, который находится между перевозбуждением и недо возбуждением. Поэтому, именно этот уровень нам необходимо определить и запомнить.
Задача эта - не такая простая.
Изучая физиологию человека мы поняли, что в человеческом теле всё взаимосвязано, и любое эмоциональное состояние волнения мгновенно отражается на работе внутренних органов: сердечный ритм и «сократимость» сердца усиливается, зрачки расширяются, частота дыхания ускоряется, просвет в бронхах увеличивается, во рту пересыхает, повышается тонус мышц, усиливается потоотделение, адреналин повышается. Но вот, что удивительно - самым простым способом зафиксировать изменение эмоционального состояния будет измерение пульса.
Из всего вышесказанного сделаем первый вывод: для того, чтобы «войти» в состояние Вдохновения (для спортсменов - «оптимальная боевая готовность»), нужно увеличить частоту пульса.
Теперь становится понятна вся важность разминки в спорте. Если кто-то думает, что разминка - это простой разогрев мышц, то он ошибается. Задача разминки намного сложнее - добиться такого уровня пульса, который соответствует состоянию Вдохновения у этого конкретного спортсмена. Если кто-то не знает, как правильно измерять пульс, то я Вам подскажу, как это делается. Всё довольно просто.
Во-первых, пульс можно измерять в разных точках тела: на лучевой артерии (эта артерия проходит у основания большого пальца каждой руки), на сонных артериях, на височных, или, приложив руку к левой стороне груди (в районе сердца).
Во-вторых, не надо измерять пульс на предплечье большим пальцем, так как этот палец самый сильный и самый чувствительный, поэтому он, чаще всего, просто пережимает лучевую артерию, и в результате этого человек с удивлением для себя заявляет, что не может прощупать пульс.
В-третьих, пульс надо измерять легко накладывая на артерию три пальца - указательный, средний и безымянный.
Обычно пульс измеряют за 15 секунд, смотря на секундную стрелку часов, а потом умножают результат на четыре.
Таким образом, правильно измерять пульс Вы уже умеете.
Кстати, о важности пульса перед спортивной деятельностью (перед выполнением упражнения) говорили и писали очень многие известные спортсмены и тренеры.
Один из самых именитых и опытных спортивных психологов Советского Союза Анатолий Алексеев для каждого спортсмена выводил чёткую формулу оптимального пульса (А. Алексеев работал со сборной страны по пулевой стрельбе).
А. Алексеев подметил, что отклонение пульса от оптимального значения даже на 10-15 ударов резко уменьшает результативность.
Необходимо добавить, что именно Алексеев ещё в 1970-х годах обратил внимание всех тренеров на исключительную важность частоты пульса непосредственно перед выполнением упражнения.
Сам он добивался того, чтобы спортсмены чётко отслеживали свой пульс.
Для меня остаётся загадкой: почему бильярдные тренеры и игроки не используют эту простую методику (определение оптимального пульса перед игрой), хотя она известна уже сорок лет?
Я ни разу не видел, чтобы кто-то из бильярдистов перед игрой измерял свой пульс. А что говорить о состоянии «игрок в ударе»? Казалось бы, что проще: «случилось» быть «в ударе», остановитесь на 15 секунд (или в перерыве между ударами) и измерьте свой пульс. Скорее всего, это и будет Ваш оптимальный пульс для данного состояния. Если Вам удастся измерить пульс несколько раз, когда Вы будете «в ударе», то оптимальное значение пульса будет ещё точнее. Если Ваш пульс перед игрой выше оптимального значения, то успокойтесь (благо, существует много методик релаксации, прямо на месте). Если же Ваш пульс ниже необходимого значения, то сделайте какие-либо упражнения, чтобы поднять его.
В литературе описан пример, как именно А.В.Алексеев добивался оптимального пульса у спортсменов: «Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется опустив руки.
Я подошёл к ней и подсчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время, как в оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (это было раньше проверено многократно) 120-126 раз в минуту!
- Дай-ка мне ружьё! - как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.
- Зачем? - с недоумением, даже с испугом спросила она.
- Дай! - резко повторил я.
Она нерешительно вручила мне ружьё.
- А теперь видишь эту берёзку? - я указал на берёзку, стоявшую метрах в двадцати в стороне от линии огня.
- Вижу... - всё ещё ничего не понимая, проговорила девушка.
- Так вот быстро туда и обратно!
- Зачем?!
- Быстро! - тоном, не терпящим возражения, приказал я.
И девушка побежала. Когда она вернулась, её пульс был около 130 ударов в минуту: она была возбуждена и даже сердита.
- Вот так и держись! - приказал я, возвращая ей ружьё.
Тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это оптимальное для неё возбуждение, отыграла проигранные мишени, психологически сломала соперницу и выиграла золотую медаль». (А.В.Алексеев «Преодолей себя!»)
Поэтому, из вышесказанного следующий вывод: если у Вас недостаточный пульс - Вы не готовы к борьбе. Медленный пульс - это пульс состояния покоя. Вдохновение и покой несовместимы. Поэтому, если Вам нужно Вдохновение - найдите способ увеличить пульс!
Вам необходимо понять, что только увеличенный пульс приведёт Вас в нужное для Вдохновения эмоциональное состояние.
Особенно важным является то, что оптимальную величину пульса нужно подбирать именно для Ваших задач и именно для Вашего конкретного организма. Тут существует большое поле для экспериментирования. Только так Вы сможете определить идеальное для Вашего Вдохновения (состояния «игрок в ударе») значение пульса (или, как это называют спортивные психологи, определить индивидуальный «пульсовой коридор»).
Как можно увеличить пульс?
Существует много разных способов. Кому-то, например, необходимо немного побегать, кому-то достаточно по приседать, кто-то искусственно ускоряет дыхание, а кто-то использует мысленные образы (например, представьте, что за Вами гонится страшный зверь).
Яркий тому пример: рекордсмен мира по плаванию, Стив Холланд ускорял пульс именно последним способом - он ещё до старта (а потом и на всей дистанции) представлял, что его преследует гигантская акула.
Результат - два мировых рекорда на дистанции 800 и 1500 метров.
Примеров повышения пульса спортсменами можно привести множество. Вот наиболее яркие из них: один известный борец повышал пульс следующим образом: он начинал ходить по разминочному залу и пытался добиться того, чтобы его походка стала «тигриной» - мягкой, вкрадчивой, а движения сильными и хищными. Иными словами, он начинал представлять себя тигром, гуляющим по своим владениям.
Олимпийский чемпион штангист Давит Ригерт мог неподвижно стоя на помосте напротив штанги добиться такого уровня возбуждения, что по его щекам начинал течь пот, а майка становилась насквозь мокрой.
Штангист Юрий Власов уже стоя на помосте перед штангой начинал читать про себя отрывок из стихотворения Эмиля Верхарна «Меч» и на последней строчке, со словами «Себя преодолеть!», охваченный спортивной злостью и Вдохновением, хватался за гриф штанги и поднимал её над головой. Вес поднимаемой им штанги составлял 215 кг.
Каких-либо примеров оптимизации пульса для достижения Вдохновения (состояние «игрок в ударе») в бильярде, опубликованных в литературе, я не нашёл. А может быть этих примеров вообще нет!
К великому сожалению, большинство бильярдистов до сих пор считают бильярд и психологию несовместимыми понятиями.
Один из мастеров Русского бильярда как-то мне сказал, что о бильярде знает всё!
Когда он прочитал одну из моих книг по психологии бильярда, то был в шоке.
... «Звезда в шоке!»
Звезда, она всегда в шоке, потому что дальше своего носа не видит.
Психология бильярда. Игрок в ударе. Часть 2 Состояния подобное феномену "игрок в ударе". Глава 7 Вдохновение.
4 сентября 20234 сен 2023
12
31 мин
3