1. Укажите жанр, к которому принадлежит произведение Н. В. Гоголя «Шинель».
В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своём оскорблённым всё общество. Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления и что священное имя его произносится решительно всуе. А в доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном виде. Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идёт дело, мы назовем одним департаментом. Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным. Что ж делать! виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени... Н. В. Гоголь «Шинель»
Ответ: повесть.
2. Автор «Шинели» наделяет своего героя фамилией, заключающей в себе своеобразную характеристику персонажа. Как называются такие фамилии?
Пояснение.
Говорящие фамилии — одна из традиций классицизма. В такой фамилии автор дает определенную характеристику героя.
Ответ: говорящие.
3. Установите соответствие между тремя персонажами «Шинели» и относящимися к ним цитатами. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Башмачкин — «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и <...> частицами»;
Петрович — «сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком у какого-то барина»;
Значительное лицо — «главным основанием его системы была строгость».
Ответ: 312.
4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами.
В гоголевской «Шинели» краткая история жизни Башмачкина приведена в ______________. Решение о необходимости поменять шинель является _____ в развитии сюжета.
Пояснение.
В гоголевской «Шинели» краткая история жизни Башмачкина приведена в экспозиции. Решение о необходимости поменять шинель является завязкой в развитии сюжета.
Ответ: экспозиции завязкой.
5-6. Развернутый ответ.
7. Вставьте на месте пропусков слова.
С первых строк стихотворения А. Блока можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности. Это подчёркивается присутствием характерных для блоковской поэзии ____________: «ночь, улица, фонарь, аптека». А образные определения — ____________________ — усугубляют это чувство: свет фонаря «бессмысленный и тусклый», рябь канала «ледяная».
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Пояснение.
С первых строк стихотворения А. Блока можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности. Это подчёркивается присутствием характерных для блоковской поэзии символов: «ночь, улица, фонарь, аптека». А образные определения — эпитеты — усугубляют это чувство: свет фонаря «бессмысленный и тусклый», рябь канала «ледяная».
Ответ: символов эпитеты.
8. Назовите поэтическое течение начала XX века, в русле которого развивалось творчество А. А. Блока.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
А. А. Блок, 1912
Пояснение.
Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX века. Поэзия, согласно теории символизма, должна подходить к действительности через тонкие намеки и полутона. Красота и истина должны постигаться интуитивно, а не рассудком.
Ответ: символизм.
9. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Номера укажите в порядке возрастания.
1) риторический вопрос
2) звукопись
3) эпитет
4) гротеск
5) сравнение
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Пояснение.
Звукопись: «умрёшь — начнёшь опять сначала». Звукопись имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.
Эпитет: «бессмысленный свет». Эпитет — образное определение.
Сравнение:
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов.
Ответ: 235.