Найти тему

Тема №183 «Сознание человека — природа эмоций, отличие мудрости от умности»

Предисловие для непостоянных (новых) читателей.

Статья, которую Вы собрались прочесть, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).

Начало темы.

Сегодня мы продолжаем исследовать одну из самых больших загадок - сознание человека. В прошлой теме Азбуки №182 мы выяснили, что из себя представляло сознание на ранних этапах его развития в человеке. Давайте кратко повторим сказанное там. Человек состоит из трёх отдельных личностей, каждая из которых независима и обитает в своей группе миров. Верхняя, средняя и нижняя группы миров показаны цветами на изображении ниже.

При этом каждая из личностей содержит в себе три отдельных качества (аспекта, функции), одно из которых доминирует над двумя другими. В первой личности человека (Монаде) особо сильно выражено первое качество Бога, которому свойственно единство. В Монаде оно проявляется как ощущение собственного бытия и чистого стремления к развитию как вида действия.

Во второй личности человека, появляющейся позднее и обитающей в средней группе миров, доминирующим является второе качество Бога, которому свойственна двойственность. Всё, что ранее было едино (бытие и стремление), второе качество Бога превращает в противоположную двойственность. Именно таким образом во второй личности человека первозданное ощущение бытия превратилось в приятное и неприятное, как виды ощущений, а стремление превратилось в питание и размножение, как виды действия.

В это время появляются привычные нам желания, а испытываемые ощущения заставляют вторую личность человека действовать для их удовлетворения. Если человеческая Монада (первая личность человека) является свободовольной, то вторая личность человека, обитающая в Каузальном мире, становится зависимой. Желания буквально заставляют эту личность действовать в определённом направлении, например, снова и снова реинкарнироваться. Желания будут управлять человеком довольно долго, но не всегда.

Помимо этого, второе качество Бога имеет своё собственное и уникальное детище. Оно проявляется как ощущение мудрости и любви. В области действия оно приводит к появлени двух "органов" для познания окружающего мира. Вот на этом мы остановились в прошлой теме Азбуки №182.

-2

Как Вы сами видите, на данный момент серьёзных сложностей почти нет. Но вот дальше они начинаются. Спускаясь в нижнюю группу миров, где обитает третья личность человека (мы с Вами), доминирующим является уже третье качество Бога, которому свойственна тройственность. Всё, что в средней группе миров было двойственным, третье качество Бога превращает в тройственность.

Двойственные по своей природе желания (приятное-неприятное) здесь выходят на новый уровень и превращаются в две группы эмоций (любовь и ненависть), содержащих внутри себя по три своих подвида. Каждое из вышеуказанных двух типов действия (питание, размножение) также превращаются третьим качеством Бога в тройственность (3 типа питания и 3 типа размножения). Теперь взглянем, как собственное детище второго качества Бога (мудрость-любовь) трансформируется и модернизируется третьим качеством Бога в нечто более сложное. Как желания были превращены в эмоции, так и мудрость превращается в красоту, гармонию и чувство прекрасного, а любовь трансформируется в поклонение, преданность и служение.

Но и это ещё не всё. Третье качество Бога, называемое в древних цивилизациях общим словом ум, имеет своё собственное и уникальное детище. Оно проявляется в виде ощущений такта (приспосбляемости), а в области действия выражается в появлении трёх дополнительных органов действия и трёх дополнительных органов чувств. Вот теперь начинаются настоящие сложности. Удержать в голове вышесказанное становится трудным, но нижеприведённая пояснительная таблица устраняет трудности.

-3

Теперь нам предстоит разобраться, как и почему происходят вышеуказанные усложнения, когда эволюция спускается в нижнюю группу миров. Почему желания превращаются в эмоции? Чем мудрость отличается от умности? Почему она трансформируется в красоту и гармонию? Еще мы должны выяснить, что же такое любовь и чем она отличается от поклонения и преданности. Постоянным читателям Азбуки прекрасно известны названия семи отделов Планетарного Правительства (тема №52 Азбуки). Но мало кто мог понять, почему эти отделы называются именно так, а не иначе, и почему именно эти качества являются основополагающими в данной организации?

-4

Читатель просто не мог этого понять раньше. Ведь он не обладал информацией о том, как поэтапно развивается сознание человека и всех живых существ. Только теперь, в конце третьего тома Азбуки, становится ясным, почему отделы вышеуказанной организации называются так, как они называются, а также где и почему проходят границы их компетенций.

Мы начнём наше исследование с того, как и почему желания превращаются в эмоции. У читателя могло сложиться неправильное представление, согласно которому в третьей личности человека (мы с Вами) существуют только эмоции, но нет воли, желаний, любви и мудрости. Такой вывод читатель мог сделать на основании того, что в третьей группе миров доминирует именно третье качество Бога, которое выражает себя как эмоции. Но на практике каждый человек прекрасно знает, что ему свойственны и эмоции, и желания, и сила воли, и любовь, и мудрость. Таким образом, вроде бы получается противоречие науки и практики.

Но если прочесть начало темы №182 и пояснительный пример с лампочками, то станет ясно, что, несмотря на сильное доминирование третьего качества Бога в третьей группе миров, два других качества Бога в этой же группе миров тоже присутствуют. Таким образом, в третьей личности человека (нас с Вами) присутствует ощущение Бытия и Воли как творение первого качества Бога, а также желания, 2 базовых органа взаимодействия с окружающим миром, плюс Мудрость и Любовь, как творение второго качества Бога. Добавим сюда всё то, что свойственно третьему качеству Бога и получим полный комплект всех свойств обычного человека.

Доказывается это довольно просто. Нужно лишь посмотреть, как вышеуказанные свойства постепенно и поочерёдно появляются в человеческом ребёнке. Ведь, взрослея, он повторяет ранние этапы эволюции. В раннем детстве ребёнок руководствуется простейшими желаниями приятного и неприятного. Он спокоен, когда испытывает приятное ощущение, и плачет, когда испытывает неприятное. Также в раннем детстве ребёнок всё тянет в рот. Для него это способ познания объектов из окружающего мира. Только со временем у ребёнка проявляются эмоции любви и ненависти, которые дополняют собой поведение, основанное на примитивных желаниях. Со временем ребёнок начинает различать красивое и гармоничное, у него появляются кумиры (поклонение). Помимо этого, ребёнок учится такту в общении с другими, развивает ум в науках и приучается к порядку. Невозможно себе представить эмоцию любви или чувство такта в самом раннем детстве, как невозможно допустить существование ума у комара. У всего есть своя очерёдность в появлении и эта очерёдность показана в вышеуказанной таблице.

Полагаю, что нет необходимости описывать все виды желаний, которые могут быть свойственны человеку. Хотя, несомненно, их разнообразие довольно велико, и многих людей это ставит в тупик при каталогизации. Проще указать на то, что желанию свойственно. На раннем этапе желание выглядит как простая двойственность и побуждение к действию. Ум в этом не задействован и не выполняет вообще никакой роли. Это может быть как по причине юного возраста, так и по причине отсутствия ума как такового, будь-то больные люди или нижестоящие царства природы (растения, не высшие животные).

Когда же ум просыпается, то начинает сращиваться с желаниями. Но на этой стадии ум находится в зависимом и второстепенном положении, а вовсе не в доминирующем. Желание, как побудительная сила заставляет ум придумать, как заполучить приятный объект или, наоборот, держаться подальше от неприятного. Проще говоря, на этой стадии желание ставит задачу, а уму лишь отводится функция как этого достичь. Здесь ум ещё не является хозяином и сам поведением не управляет.

Помимо вышеуказанного, ум с желаниями делает следующее. Когда возникает желание и объект, его удовлетворяющий, ум соединяет их вместе и утверждает, что объект внешнего мира есть приятное. Когда в следующий раз человек видит этот предмет, в его памяти возникает ощущение приятного, которое он раньше вызывал. Может быть иначе. Когда человек вспоминает приятное ощущение, в его уме может возникнуть предмет, который раньше вызывал это приятное ощущение.

Когда человек получает пищевое отравление, например, то ум помечает это как отрицательный объект, т.е. вешает на него обратный ярлык. В случае если данный объект снова попадётся на глаза, в уме появится плохое воспоминание, связанное с этим объектом. Может быть и иначе. Испытывая плохое ощущение в уме может возникнуть образ объекта, который вызывал похожее ощущение в прошлом. После активации ума желания могут возникать и из памяти человека, а не только приходить из окружающего мира. Несмотря на то, что в такой деятельности уже участвует ум, вышеуказанное всё равно продолжает оставаться желанием по своей сути, хоть и сильно усложнённым.

Теперь взглянем, как третье качество Бога превращает желания в эмоции. Выше по тексту уже было сказано, что мудрецы называют третье качество Бога - умом. Это утверждение верно на все сто процентов. Функция ума заключается в понимании своей индивидуальности среди других живых существ. Ум предназначен понять и осмыслить, как взаимодействовать с другими существами и с окружающим миром. Ум утверждает и отрицает. Он различает и постигает, а также «помнит».

Говоря об эмоциях, мы имеем дело с бывшими желаниями, но вышедшими на совершенно новый уровень благодаря воздействию ума. Одна из функций ума состоит в сильном увеличении ощущения, как-будто желание положили под увеличительную лупу (линзу). Поэтому первым признаком эмоций является их более мощный и сочный характер, чем у желаний. Именно по этой причине эмоции способны причинять человеку сильные страдания и доставлять большие удовольствия. Когда человек постигает силу эмоций, ощущения, предоставляемые желаниями, обычно уходят на второй план. Применительно к ребёнку это можно сравнить с подростковым возрастом.

Говоря об эмоциях, мы подразумеваем отношения только между живыми существами, независимо от того, к какому царству природы они принадлежат. Тут взгляды официальной науки о «живой» и «неживой» природе не имеют никакого значения. Если человек считает цветок или камень живым, то вполне способен испытывать полноценные эмоции в отношении этого объекта, так как признаёт существование в нём «оживляющей энергии».

Описывать большое множество эмоций, которые способен испытывать человек, не имеет никакого смысла. Все эмоции мы делим на две базовые группы. Ведь эмоции - это модифицированные желания. Приятное ощущение, как вид желания трансформируется в эмоцию любви, а неприятное ощущение, как вид желания трансформируется, соответственно, в эмоции ненависти. Всё разнообразие эмоций можно каталогизировать и отнести к одной из этих двух базовых групп. Как уже было сказано выше, третье качество Бога всюду приносит тройственность. Это значит, что эмоции любви от прикосновения ума должны распадаться внутри себя на три типа. Каковы же они?

Эмоции любви отличаются от того, на кого они направлены, т.е. от объекта, с которым имеются взаимоотношения. Все объекты естественным образом делятся на три группы. А) Взаимоотношения любви с вышестоящим существом являются эмоцией «почтения». Сюда можно включить всех тех, кого конкретный человек считает вышестоящим относительно себя. Для Церковного человека это могут быть Ангелы и Бог. Для Теософа это довольно большой перечень существ, находящихся над человеческим царством с точки зрения эволюции. А как же быть обычным людям, не верящим в Бога и его помощников? Эмоция почтительности свойственна и им. Только она направлена на людей, которые, согласно их ценностям, считаются «особенными». Это могут быть герои разного ранга и видов деятельности, святые или просто уважаемые люди. Согласно поговорке: " на вкус и цвет товарищей нет", статус вышестоящего существа и эмоция почтительности является сугубо субъективной и зависит от особенностей конкретного человека.

Б) Второй тип эмоции любви направлен на существ, которых человек считает себе равнозначными. И такой тип эмоций называется «взаимопомощью». Она может возникать между мужем и женой, между братьями и сёстрами, между коллегами в коллективе, между солдатами в одном окопе, между гражданами одной страны, между носителями одного языка, представителями одной подрасы или человеческой расы. Этот тип эмоций также содержит нежность, доверие, внимание, уважение. Нередко бывает, что человек считает животное равнозначным себе, испытывая в отношении него вышеуказанные эмоции. Это ещё раз доказывает, что каталогизация происходит не на основе объективных признаков, а на основе субъективного виденья конкретного человека.

В) Последний тип эмоции любви, как вы уже, наверное, догадались, направлен на нижестоящие царства природы и называется «благожелательностью». Такой тип эмоций возникает в отношении детей. Это явление носит массовый характер и может показаться странным с научной точки зрения. Только малая часть родителей считает детей равнозначными себе, хотя они принадлежат к одному и тому же царству природы. Объяснение этому следующее. На протяжении немалого времени ребёнок воспроизводит в себе ранние этапы эволюции. В это время ребёнок схож с высшими представителями животного царства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этот период времени родители воспринимают детей как нижестоящих существ. Такой тип эмоций также испытывается в отношении животных, растений. Да и начальники могут испытывать это в отношении своих подчиненных.

-5

Теперь взглянем на антипод эмоции любви, которым является ненависть. Объекты здесь те же самые, как и их троичная группировка. А) Ненависть к вышестоящему называется «страхом», которая, в свою очередь, связана с другими схожими эмоциями: мстительностью, предательством, непослушанием, бунтом, подлым мщением. Такие эмоции могут испытывать высшие животные в отношении людей, дети - в отношении родителей, взрослые - в отношении начальников или Богов.

Б) Ненависть к равнозначному называется «оскорблением» и обладает армией своих помощников: воинственность, неуважение, ожесточённость, агрессивность, зависть, пренебрежение, подозрительность, настороженность.

В) Ненависть к нижестоящему зависимому или более слабому существу называется «презрением», а жестокость, грубость и притеснение - его естественные спутники. Именно так ведут себя плохие родители в отношении детей, начальники в отношении подчиннных, люди в отношении животных и растений и т. д.

-6

Последнее, о чём осталось сказать в параграфе, посвящённом эмоциям, - это их обобщающие качества. Любви свойственна симпатия, самопожертвование и желание давать, что, в свою очередь, выступает как притягивающий фактор. Ненависти свойственно обратное: антипатия, обособленность, самовозвеличивание и желание брать (получать), что является отталкивающим фактором. Вышеуказанные признаки - хороший инструмент не только для самоанализа, но и для анализа общественных организаций, политических партий, движений и даже правительств государств. Ведь такие общественные объединения управляются людьми и содержат в себе идентичные добродетели и пороки, что и их руководство.

Теперь очень быстро пробежимся по органам действия. Как уже несколько раз было сказано ранее, третье качество Бога придаёт тройственность всему, к чему «прикасается». Дотронувшись до питания, оно дробит его на три вида: а) дыхание, б) употребление жидкости, в) употребление твёрдой пищи. Размножение «проходя через руки» третьего качества Бога тоже дробится на три типа.

А) «Деление», т.е. ранняя форма размножения, выражающаяся в разрыве единой клетки на две отдельные части.

Б) «Семенное» размножение. Его суть заключается в откладывании материнским существом питательных веществ, которые зародыш со временем начнёт самостоятельно использовать для строительства своего тела. Сюда относятся споры, семена растений, орехи, яйца сухопутных животных и птиц, а также икра водных обитателей.

В)«Живорождение». Этот способ размножения и его особенности людям хорошо известен. Непонятно, почему в данную каталогизацию классической Теософии не попал гравитационный способ, заключающийся в притягивании материи из окружающего пространства. Такой способ телостроительства свойственен планетам, природному народцу, Ангелам и даже человеку в первой Коренной расе (саморождённые). Возможно, это произошло из-за того, что в данном случае отсутствует сама суть «размножения», т.е. участия материнского организма.

-7

Прикасаясь к уже двум существующим органам чувств, третье качество Бога так же дробит их на части. Но этот вопрос ещё находится в стадии исследования и рабочих гипотез. Через какое-то время он прояснится и будет описан. Сейчас же мы оставим его в стороне. Также мы пока оставим в стороне появление трех дополнительных органов действия: перемещение, хватание, голос, вдобавок к уже имеющимся питанию и размножению. Вероятнее всего 3 новых органа чувств и 3 органа действия имеют одну и ту же разгадку.

Теперь предстоит выяснить, почему в Планетарном Правительстве есть два отдела, названия которых очень похожи друг на друга: второй отдел - Мудрость и пятый отдел - Умность (интеллект). Обычный человек считает эти термины смысловыми синонимами, полагая, что особо умные высказывания называются мудростью. Другие же под мудростью понимают так называемую «житейскую мудрость», т.е. взгляды очень старого человека, который много пожил, много чего видел и воспринимает мир более правильно, чем молодежь и люди средних лет.

Такие взгляды фундаментально ошибочны. Сколько бы лет человек не прожил в Физическом мире, он не сможет постигнуть мудрость. Также её постигнуть не поможет интеллект со всеми приборами официальной науки. Такое утверждение просто шокирует и сбивает с толку обычного человека. Но постоянный читатель Азбуки в общих чертах понимает разницу между вышеуказанными терминами: мудрость и интеллект.

Для того, чтобы описать насколько сильно эти термины отличаются друг от друга, воспользуемся пояснительным примером. Возьмём три разных типа транспортных средств. Первое - это поезд, передвигающийся по суше. Второе - это корабль, перемещающийся по воде. Третье - самолёт, летающий в воздухе. Каждому человеку понятно, что это фундаментально разные вещи, хоть их и объединяет общий термин транспортные средства. Слова мудрость и умность так же фундаментально разные по своей природе, хотя цель обоих заключается в помощи живому существу. Мудрость имеет свои корни во втором качестве Бога, а умность - в третьем. Что же такое эта загадочная мудрость?

Ответу на этот вопрос была посвящена часть темы №163 Азбуки, повествующая об особенностях будущей шестой подрасы Арийцев. В этой теме мудрость названа интуицией и это правильный синоним. Ведь главным признаком мудрости является получение информации о чём-либо без процесса размышления и раздумывания, т.е. правильная информация приходит сама и из «ниоткуда». Само собой разумеется, что мудрая мысль вполне может придти в момент, когда человек о чём-то размышляет. Но мудрая мысль не есть результат мышления, как полученный ответ при решении математического уравнения или вывод, полученный при помощи логики и средств анализа информации.

Проще говоря, мудрость - это информация или даже знание чего-либо, не рождающееся от процесса мышления, но иногда связанное с ним или сопутствующее ему. Мудрость нужно отличать от вброса мыслей кем-либо из вышестоящего мира. Мудрость бывает, как минимум двух, типов: высшая и низшая. Один из типов прекрасно известен официальной науке, но она объясняет его неправильно.

Высшая мудрость обычно неизвестна обычному человеку. Ведь для её проявления необходимо развитое будхическое тело, что на нынешнем этапе эволюционного развития является довольно редким делом. Высшая мудрость - это идеально точная и правильная информация о чём-либо. Это не гипотеза и расплывчатое предположение.

Например, находясь в будхическом теле, человек направляет своё внимание на растущую травинку в Физическом мире. Ведь высшее зрение включает в себя возможность наблюдать предметы всех нижестоящих миров. В сознании такого человека появится идеально точная информация примерно о следующем. А) Из какого количества микроскопических частиц состоит травинка? К каким типам и видам микрочастиц они относятся? Каково их процентное соотношение друг к другу и т. д. Б) К какому царству природы относится травинка?. К какой групповой душе она принадлежит? Когда травинка начала расти и когда завянет? Через какие царства природы она проходила раньше и в чём её эволюционная задача на нынешнем этапе и т. д. В) Другая важная и значимая информация.

Такую информацию человек получает прямо из ума вышестоящего существа. Условно предположим, что это Солнечный Логос. Как здесь, в Физическом мире, человек может получить информацию о чём-либо из Интернета без процесса мышления, так и человек, находясь в Будхическом мире способен получить информацию из ума вышестоящего существа без процесса собственно мышления. Для получения информации человеку в Физическом мире необходимо лишь ввести запрос в поисковую строку браузера, а человеку в Будхическом мире необходимо лишь направить своё внимание на интересующий его предмет или явление. Интернет не предоставляет человеку безграничные возможности в области информации. Мудрость также ограничена тем объёмом информации, которой владеет вышестоящее существо.

Теперь перейдём к нижней мудрости, которая хорошо известна науке. Теософия утверждает, что у многих животных ум вообще не функционирует (спит), а у растений его нет в принципе. Несмотря на отсутствие ума животные знают как строить гнёзда, норы, плотины. Многие животные имеют довольно сложные и необычные системы ухаживания за самками, в том числе различные танцы и позёрства. Откуда у них эта информация и навыки? Ведь птиц никто не учил строительству гнезд, муравьёв никто не учил строительству муравейника, а пчёл - строительству своих ульев? Как птицы в небе и морские обитатели в океанах мигрируют на многие и многие тысячи киллометров? Ведь у них нет ни топографических карт, ни компасов, ни навигаторов?

Такая информация появляется в сознании животных и растений из ниоткуда как мудрость. Она не есть результат их мыслительной деятельности. Что является источником мудрости животных достоверно неизвестно. Ведь развитого будхического тела у них явно нет. Даже у человека сейчас это большая редкость. Значит, помимо будхического тела существует и другой механизм, снабжающий мудростью животное и растительное царства природы. Вполне возможно, что здесь задействованы Ангелы, способные оказывать на нижестоящие царства природы сильное управляющее влияние.

У интеллекта совершенно другие признаки: ум наблюдает, систематизирует, каталогизирует, делает выводы, сравнивает, сопоставляет, меняет выводы, если те оказались неверными и т. д. Интеллект - это длительный и сложный процесс, требующий большого количества информации и наблюдений. Чем её больше, тем выводы правильней. Когда мы имеем дело с умом, то видим постепенное развитие и усложнение технологий, так как ум постепенно накапливает информацию и опыт. Когда мы имеем дело с мудростью, то она почти всегда одна и та же. Она меняется лишь в соответствии с действующим эволюционным этапом и его нуждами. Мы видим, что гнезда птиц и муравейники, строящиеся на основе мудрости, имеют почти неизменный облик на протяжении многих десятков тысяч или даже миллионов лет. А вот человеческие постройки и технологии, основанные на мышлении и наблюдении, постоянно изменяются от простого к сложному, от малоэффективного к высокоэффективному.

Европейская цивилизация заставляет своих детей накапливать множество знаний в школе и носить этот багаж знаний с собой, чтобы воспользоваться им, когда возникнет необходимость. Мудрецы же древних цивилизаций утверждают обратное. Нет необходимости носить с собой громадный багаж знаний. Нужно лишь развить будхическое тело и оно позволит получить необходимую информацию в момент нужды. Правда, интеллектуальное творчество мудрость заменить не может. Да и не должна этого делать. Как уже было сказано, информация в Интернете сильно изменила жизнь людей. Любой человек в любой момент времени при помощи смартфона может получить доступ к громадному объёму информации. Только качество её разное. Поэтому Интернет в каком-то смысле можно назвать искусственным заменителем "природной мудрости".

Термин мудрость имеет и второе смысловое значение. Старый человек, набравшись много опыта, есть умный человек. Но эта умность не имеет отношения к мудрости. Это разные вещи. Разница между умностью старца и мудростью природы заключается в следующем. Старец, проживший много лет, скажет Вам как поступить, чтобы в долгосрочной перспективе Вам было хорошо. Главное и ключевое слово здесь: что бы Вам было хорошо (семье, нации, человечеству). У мудрости совершенно другая задача и выражается она примерно следующим образом: как поступить так, что бы не нанести вред задачам эволюции всех царств природы без исключения. Человек, умело использующий ум для жизни в собственное удовольствие, это умный человек. Тот же, кто использует ум для познания природы и её законов с целью не нанесения вреда всеобщей эволюции, есть по настоящему «мудрый человек» в глазах Природы.

Так как Бодхисаттва возглавляет второй отдел Планетарного Правительства, то именно он снабжает людей мудростью в виде религиозных учений. Философия, как наука, тоже относится именно ко второму отделу вышеуказанной организации. Она есть проявление мудрости. Ведь её цель - помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие,
духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности
личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и
добиваться успеха..

Продолжение следует...

Справочная информация.

Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (темы №100 - 196). Второй том называется «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).

Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.

При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: