Найти тему
Майя Феличе

"Пьеса трех столетий". Часть 1. Глава 1. Чай в подарок

В тот день в «Мятной чашечке» было тихо. Посетителей было мало, товар почти никто не покупал, хотя накануне здесь было полно народу. Пожилой хозяин магазина с длинными седыми волосами, забранными в хвостик, и залысинами на висках сидел за своим столиком и разгадывал сканворд. Стоял жаркий июльский день, и старик отворил окно, занавесив его от мух бамбуковой шторкой. До закрытия магазина оставалось минут двадцать, когда он утомился от своего умственного труда. Он встал, потянулся и решил напоследок вытереть пыль и поправить товар на витринах. Мурлыча себе под нос какую-то старую песенку, пенсионер принялся за дело. День был будний, поэтому хорошей выручки он и не ожидал. Так было нечасто, поэтому продавец все равно пребывал в хорошем расположении духа.

Сканворд (из открытых источников)
Сканворд (из открытых источников)

Старик смочил тряпочку под краном и направился к очередной витрине, и когда он проходил мимо открытого окна, то услышал голоса мальчишек. Он прислушался, и вот что он услышал:

- А чего ты таскаешь с собой эту книжку? Ты что, читать ее будешь? – спросил первый голос.

- Да нет, просто так, - ответил второй.

- А где ты ее взял? – не унимался первый. -​ Дома у нас такой вроде нет…

- Хм! – гордо хмыкнул второй. – В библиотеке украл!

- Украл? И что это за книга? – не отставал первый.

- Да так, - отмахнулся от него второй.​ – «Собор Парижской Богоматери».

- Что? Какой такой матери? Не знал, что ты умеешь читать! – и первый голос громко рассмеялся.

- П-п-п-парижской! - ​ Паренек так произнес звук «П», что это было похоже на очень неприличный звук. – И я не собираюсь ее читать!

- А зачем же ты тогда ее взял?

- Ну, она лежала на столе, я ее и свистнул!

- Ну ладно, зато на туалетной бумаге сэкономим. А еще из листков можно делать маленькие кораблики и пускать их по речке. Прикинь, сколько можно из нее сделать корабликов? А еще самолетиков…

Старик посмотрел в окно через маленькую дырочку в шторе. Мальчишки его видеть не могли, зато он их – запросто. Они сидели на скамейке под липой, которая росла напротив окна. И он стал изучать их внешний вид.

Бамбуковая шторка (из открытых источников)
Бамбуковая шторка (из открытых источников)

Это были два близнеца лет двенадцати. Оба паренька были одеты по последней моде. На первом была надета черная майка с надписью на японском языке и брюки в черно-белую шахматную клетку, а на втором​ – разноцветная футболка с изображением злобного персонажа из фильма аниме и спортивные штаны, одна штанина которых была красной, а вторая – черной. Прическа первого представляла собой подобие ирокеза, окрашенного в зеленый цвет, а голова второго была коротко острижена, зато на макушке болталась розовая косичка. На плече у первого красовалась татуировка в виде самурайского меча, а скулу второго украшала маленькая ящерка.

«Хм, - подумал продавец чая, почесывая побритый подбородок. – Занятные ребятки!»

Они и дальше продолжали бы смеяться и говорить об украденной книге, но их внимание что-то привлекло.

- Смотри! – сказал один.

- О, пошли, – ответил второй.

А увидали они пятилетнего малыша, идущего по тропинке к чайному магазинчику. Черноволосый ребенок был одет в синие шорты и футболку с изображением Чебурашки.

Чебурашка, персонаж мультфильма (из открытых источников)
Чебурашка, персонаж мультфильма (из открытых источников)

Подростки отправились вслед за ним, оставив украденную книгу лежать на скамейке. Продавец сердито сморщил лоб и сел за свой столик. Маленький мальчик вошел в магазин.

- Добрый вечер, дедушка! – пропищал он.

- Ну, здравствуй, дитя мое! – ответил старик. – Что ты хочешь купить?

- Мне нужна самая красивая коробка чая! – радостно воскликнул мальчик.

Тем временем в дверях появилась пара братьев-близнецов.

- Ну, выбирай! – Продавец встал, взял малыша за руку и подвел к одной из витрин, где стояли самые дорогие чаи.

Ребенок протянул ручку вверх, встал на цыпочки и указал пальцем на синюю жестяную банку, на которой была изображена великолепная белоснежная лошадь с длинной гривой, бегущая по морским волнам:

- Вот эта!

Белая лошадь (нейросеть)
Белая лошадь (нейросеть)

- Отличный выбор! Это очень хороший и вкусный чай. Купаж просто волшебный – отборный крупнолистовой черный чай, ягоды морошки и клюквы и чуть-чуть мяты. А пить его лучше с медом, чем с сахаром. Я потом твоим родителям расскажу, как полезен для здоровья этот сбор!

- Я хочу подарить его маме, завтра у нее день рождения! - с еще большей радостью сообщил мальчуган.

- Что ж, покупай, - продавец снял банку с витрины и поставил на прилавок. Мальчишка покопался в карманах и выгреб пригоршню мелочи. Он подтянулся на носочках и высыпал свои деньги на монетницу. Продавец посмотрел на эту горстку монет: здесь не было и десятой части той суммы, сколько стоил выбранный товар.

Подростки, которые все это время прятались за полками и перешептывались, громко засмеялись. Продавец это, конечно, заметил, но виду не подал.

- Здесь хватит? – прошептал мальчик, затаив дыхание.

- Ну, если честно, то нет… Но не огорчайся, я сделаю тебе хорошую скидку! – пожилой мужчина собрал мелочь и, не считая, положил в кассу. – Держи свою покупку! Неси своей маме!

Деньги на монетнице (нейросеть)
Деньги на монетнице (нейросеть)

И тут близнецы умолкли. Теперь они не смеялись, а удивленно таращились то на юного покупателя, то на старого продавца.

- Спасибо, дедушка! – Малыш снял свой рюкзачок, аккуратно положил в него свою добычу, завернув в платок, и, довольный, пошел восвояси.

- Пойдем, - шепнул один братец другому, и они двинулись вслед за ребенком. Старик насупился и немедля вышел следом за ними.

- Эй, ты, Чебурашка! – крикнул один из двойни, и малыш, испугавшись, остановился. А второй братец тем временем уже поднимал с земли увесистый камень. Мальчик замер в испуге.

- Ты не рассчитался за чай, дурачок! – крикнул один близнец.

- Он стоит дороже! – добавил второй.

Старик подошел к ним со спины.

- Попробуй только кинь! – услыхали они его голос и оглянулись.

Торговец встал между ними и положил им руки на плечи.

- Иди, Филя, не бойся, – сказал он малышу. – Иди, иди!

Филя пустился бегом от миновавшей его опасности.

- А вы кто такие? Мои бухгалтера или начальники? – осведомился продавец у хулиганов.

- Нет.

- Не-а!

- Тогда чего вы с него мзду поиметь хотите?

- Да мы…

- Просто так.

Книга на скамейке (нейросеть)
Книга на скамейке (нейросеть)

- А ну, идите-ка сюда, - позвал он их и пошел в сторону скамейки под раскидистым деревом. Он взял оставленную ими книжку в руки и сел:

- Садитесь, потолкуем! Вы как с такой красотой в школу-то пойдете, а?

- А, так это не настоящие тату, а переводные. Они быстро смываются, и эта краска для волос тоже, - объяснил один братец.

- Мы только на лето это сделали. И мама разрешила, - добавил второй.

«Интересно, кто ваша мать», - подумал продавец чая, и на его лбу снова появилась глубокая морщина.

Ребята тоже сели на лавку, один – слева от старика, а второй – справа.

- Вас как звать-то?

- Я Вадим, - ответил тот, что с ирокезом.

- А я Давид, - сказал тот, который носил косичку. Пенсионер удивленно вскинул брови. «Ну и назовут же детей», - подумал он.

- Так вот, Вадим и Давид. Вы знаете, кто этот мальчик Филя?

- Нет.

- Не знаем.

- А кто тот паренек с длинными дредами, который играет на барабанах и всегда организовывает для вас дискотеки, знаете?

- Нет.

- А кто он?

- Чуть позже скажу. А кто та милая девочка, что любит кормить уличных котов, после школы преподает малышам танцы и выступает на всех праздниках, знаете?

- Ну, я ее видел.

- Откуда нам знать? Они из соседнего поселка и учатся в другой школе!

- Так это его брат и сестра, - просветил их седовласый продавец.

- Ну… Они крутые!

- Ага!

- А кто его родители, вы знаете? – задал очередной вопрос пенсионер.

- Нет, - ответили братцы одновременно.

- Так вот. Его родители – такие достойные люди, которым я не то что пачку чаю, а целую чайную плантацию готов к ногам положить, да еще и усыпанную сплошь розами. Или лучше золотом! Понятно?

- Да, - виновато, но с явным сомнением ответил Вадим.

- Нет, - честно признался Давид.

- А я расскажу вам о них. Может быть, вы что-нибудь да поймете. Но сначала я должен рассказать вам другую историю, и она очень-очень долгая – за один час ее не пересказать. И я возьмусь говорить об этом только в том случае, если вы будете регулярно приходить сюда и внимательно слушать. А книгу эту я пока оставлю у себя. Ясно?

- Ясно, - согласился Вадим.

- Идет, - ответил Давид.

Старик повернул голову влево, где стояло дерево. Он внимательно оглядел небольшого черного жука, который сидел на стволе. Мальчишки тоже посмотрели на насекомое, но никакого интереса оно у них не вызвало.

Жук на коре дерева (нейросеть)
Жук на коре дерева (нейросеть)

- Так вот. Давным-давно, примерно триста лет назад, в Неаполитанском королевстве… Кстати, Неаполь – это город в Италии. Знаете такую страну – Италию?

- Не-а, - ответил Давид.

- Да ты что! Это такой сапог на карте! Забыл? – напомнил ему брат и слегка толкнул кроссовкой камушек.

Карта Италии (из открытых источников)
Карта Италии (из открытых источников)

Старик усмехнулся и продолжил говорить:

- В общем, ты прав. По форме Апеннинский полуостров, на котором находится эта страна, и вправду напоминает дамский сапожок, пинающий камушек – остров Сицилию. И сегодня я дам вам задание: когда придете домой, откройте географический атлас или Яндекс и найдите там Италию. Рассмотрите хорошенько, какие там есть горы, реки, города. И найдите Неаполь. Ведь эта давняя история началась именно там, а точнее, в небольшом городке рядом с Неаполем. Что это был за городок – неизвестно, как неизвестно и то, существует ли он сейчас. Когда началась наша история, шел 1725 год от Рождества Христова. Это было очень непростое время, и о нем мы сегодня и начнем говорить. В XVIII веке между Испанией и Австрией шли постоянные войны за земли Италии, которые то и дело передавались то одной стороне, то другой. Италия тогда не была единым государством и представляла собой отдельные королевства. В 1707 году Неаполитанское королевство было захвачено австрийцами, и при новом короле Карле VI жизнь стала гораздо хуже, чем была при Филиппе V, хотя поначалу испанский король никому не понравился, и в 1701 году народ пытался даже устроить переворот в пользу австрийцев. К тому же в стране то и дело возникали эпидемии чумы и черной оспы, которые, как и постоянные войны, унесли много жизней, особенно детских. Работу найти было очень сложно, народ голодал. Богатые люди беднели, бедные нищали, а нищие часто умирали от голода.

Старик вновь посмотрел на ствол дерева, но жука там уже не было. Он повернул книгу, которую держал в руках, корешком к себе и заглянул под переплет.

- Что там? – осведомился Давид.

- Да так, - ответил торговец чаем. – Смотрю, не заполз ли туда какой-нибудь жучок. Знаете ли, в книги иногда забираются всякие насекомые…

Ребята засмеялись.

- Ну что ж, вернемся к нашей истории. Вы удивитесь, но школ в те времена в Италии не было.

- Как это – не было школ? – перебил его Вадим.

- А как дети учились? – не отстал от брата Давид.

- Страна находилась в таком упадке, что об обучении не было и речи. Но в городах иногда находились священники, звонари, простые ремесленники или торговцы, которые брались обучать ребят грамоте. Зачастую эти учителя сами едва умели читать и писать, но шли в учителя, чтобы прокормить свои семьи, и брали за свою работу деньги. И поэтому учиться могли только те дети, чьи родители могли себе это позволить.

- Но ведь это означает, - снова перебил его Вадим со смехом, – что итальяшки тогда были тупыми дураками?

-​ Ну, во-первых, - осадил его хозяин «Мятной чашечки», - не итальяшки, а итальянцы. Побольше уважения, парень! Люди не получали знания не потому, что ленились, а потому, что у них не было такой возможности. Народ работал на выживание. И многие мечтали и молили Бога, чтобы их дети хоть чему-нибудь научились!

Вадим поджал губы и перестал смеяться.

- А во-вторых – перебивать нехорошо! И если вы хотите, чтобы я рассказывал дальше, то извольте слушать молча!

Мальчишки потупились.

- То-то же! Так я продолжаю? – Старик посмотрел сначала на Вадима, потом на Давида. Мальчишки покачали головами.

- Итак, шел 1725 год…

Продолжение следует...