Весной 1920 года Сергей Конёнков лепил портрет Есенина. Часто поэт и скульптор спорили и мироздании. Конёнков отстаивал вариант космического происхождения жизни, Есенин - земного.
Неожиданно Есенин перестал приходить позировать. Глиняный бюст Конёнков переводил в дерево уже без натуры. Как-то глубокой ночью Конёнков услыхал стук в дверь. На улице была гроза. На вопрос : «Кто там?» - последовал ответ: «Это я - Есенин. Пусти!». Поэт был не в самом трезвом состоянии. Конёнков ответил:
«Скажи экспромт - тогда пущу.» Через минуту Есенин декламировал на всю ночную улицу:
Пусть хлябь разверзнулась!
Гром - пусть!
В душе звенит святая Русь,
И небом лающий Коненков
Сквозь звезды пролагает путь.
В 1923 году Конёнков уехал в Америку. Поездка была устроена Комитетом по организации заграничных выставок и артистических турне при ВЦИК.
Цель поездки - пропаганда русского советского искусства. В Америке Конёнкову довелось лепить бюст Федора Ивановича Шаляпина. Вообще они были хорошо знакомы еще с начала 20-х годов. Как-то еще в Москве на званый ужин с жареным зайцем ( невиданная диковина по тем временам) к Конёнкову собралась теплая компания художников . Должен был прийти также Шаляпин. Было приготовлено пять зайцев, но знаменитый певец запаздывал, и сели ужинать не дожидаясь его. Когда от зайцев остались одни косточки, появился Федор Иванович. Он с комическим сожалением посмотрел на ворох костей и с шутливой грустью сказал: «Братцы, это же не зайцы, а мечта о зайцах!». Ко всему прочему спирт налили в бутылку из-под керосина. Шаляпин , выпив стаканчик,сказал: «Керосином попахивает. Не сгорим?»
В Америке Конёнков лепил бюст Сергея Васильевича Рахманинова. Работа над бюстом шла днем - вечером у Рахманинова были концерты.
На безымянном пальце у Рахманинова было кольцо. Оно глубоко врезалось в телесную мякоть, отчего палец выглядит уродливо. Конёнков попросил Сергея Васильевича на время снять кольцо.
«Это обручальное кольцо. Мне надели его при венчании. Кольцо - знак верности. Оно будет на этом пальце до моей смерти,» - ответил Рахманинов.
Бюст Рахманинова приобрел Стейнвейн - владелец знаменитой фирмы роялей. Бюст был отлит в бронзе и установлен в нью-йоркском магазине-салоне Стейнвейна.
Попутно Конёнков вылепил фигуру стоящего Рахманинова. Тот духовный аристократизм музыканта ,который передал в моей работе Конёнков, не всем был понятен.
Художник Евгений Сомов ,который также в то время жил в Америке, говорил Конёнкову: «Что-то вы его таким денди сделали? Он же - мешок.»
Довелось Коненкову создать и бюст Максима Горького. Его он лепил в гостях у Горького в Сорренто. Писатель остался очень доволен получившимися портретом .
Самому же Конёнкову очень нравился другой портрет Горького - написанный художником Борисом Григорьевым.
«Мой век» С.Конёнков. Издательство политической литературы, Москва, 1972 год.